Введение
В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется нравственным проблемам. Равно как социально-экономические и экологические, они являются предметом постоянного внимания со стороны органов власти, социальных институтов, средств массовой информации. Интерес к ним обусловлен, в первую очередь, глубокими социально-стратификационными изменениями, происходящими в современном белорусском обществе. Немалую роль также играет имеющая место трансформация ценностей. Постепенно ослабляется роль таких институтов социализации, как семья, школа, общественно-политические движения. Как свидетельствует история, именно в такие моменты чаще всего и происходит нивелирование традиционных ценностей, дезориентация, рост нигилистических настроений. В первую очередь это характерно для представителей молодого поколения, не имеющего социального опыта и сформировавшихся убеждений.
Для противодействия данному явлению необходимо объединить усилия всего общества, используя, в том числе, опыт и возможности такого социального института как религиозные организации. С этой целью в Беларуси была разработана Программа сотрудничества между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью. Но при выполнении программы, на наш взгляд, необходимо учитывать как отношение старшеклассников к религии в целом, так и степень доверия к религиозным организациям и служителям культа и реальную степень их воздействия на нравственное становление молодых людей.
Изучение религиозности молодёжи актуально также потому, что именно она является отражением всех противоречий и возможностей общества и именно она, в силу своей социальной природы, выбирает траекторию его исторического движения. Следовательно, изучение процессов, происходящих в молодёжной среде в настоящее время, позволяет спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться общество в будущем.
Исходя их данных положений, нами был разработан проект «Изучение мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в жизни современного общества». Объектом исследования являлась группа учащихся 10–11 классов Логойской СШ №1. Предметом исследования
выступала религиозность, а также показатели её уровня и содержания.
Его результаты представлены в данной работе, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретико-методологическим основам разрабатываемой проблемы, вторая – анализу результатов социологического опроса, проведённого авторами работы среди старшеклассников школы в марте 2007 года и сравнению их с данными аналогичного опроса 2001 года. В приложение включены: образец бланка, заполняемого респондентом; статистическая таблица результатов социологического опроса; диаграммы и графики.
Наше исследование начиналось с проработки проблемы роли религии и религиозных организаций в жизни общества и изучения источников по данной теме. На первом этапе нами была выдвинута гипотеза о том, что в настоящее время религиозные организации ограниченно влияют на жизнь общества и, прежде всего, на молодёжь; следовательно, для решения вопросов и проблем нравственного воспитания нужно не только опираться на их опыт формирования нравственных ценностей, но и искать новые формы и методы.
Цель исследования состояла в том, чтобы выявить субъективное отношение учащихся 10–11 классов к религии и религиозным организациям, а также определить степень их религиозности. Реализация поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы требовала выполнения следующих задач:
§ рассмотреть на теоретическом уровне сущность понятия «религиозность», сформулировать подходы к данному явлению;
§ разработать программу и осуществить эмпирическое исследование изучения мнения старшеклассников о роли религии и религиозных организаций в настоящее время;
§ выявить при помощи эмпирического исследования конкретные показатели религиозности;
§ проверить с помощью результатов исследования правильность выдвинутой гипотезы;
§ дать анализ сложившейся религиозной ситуации.
Полезные статьи: