Введение
В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, в век психологических стрессов и растерянности все чаще возникает вопрос: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную?
В последние годы ситуация значительно ухудшилась в связи с влиянием на семью новых для нас социальных явлений: политическая нестабильность, обнищания растущего числа семей и т. д.
Современная российская семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей, с факторами, ухудшающими здоровье населения, с изменением традиционных ролей в семье, особенно роли женщины, с ростом количества неполных семей. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где бытует пьянство, иждивенство, родители ведут полукриминальный образ жизни. Становится неблагополучной и жизнь детей: ухудшается их здоровье, условия быта; увеличивается число детей-беспризорников, растет детская преступность и социальное сиротство; чаще встречаются случаи детского алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и насилия над ними.
Стиль родительского отношения или стиль семейного воспитания обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к ребенку.
Родительская установка и реакция – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы воспитания родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведение детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Поэтому родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их благоприятной социализации.
Цель: изучить влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования и дать анализ проблемы;
2. Рассмотреть особенности развития детей младшего школьного возраста;
3. Охарактеризовать семейные взаимоотношения, родительские установки и реакции;
4. Описать проявления тревожности у младших школьников;
Объект: проявление тревожности в младшем школьном возрасте.
Предмет: влияние родительских установок и реакций на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования заключается в выявлении родительских установок и реакций, вызывающих ответную реакцию у ребенка, проявляющуюся в тревожном поведении.
Гипотеза заключается в том, что развитие тревожности в младшем школьном возрасте зависит от определенной родительской установки и реакции.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: - анализ специальной литературы
- сравнение влияния родительских установок на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
- обобщение полученных результатов
2. Эмпирические методы: - беседа с детьми младшего школьного возраста
- тест «Шкала проявления тревожности» Т.А. Немчина;
- тест «Методика изучения родительских установок»
PARI
Е.С. Шефер, Р.К. Белл.
Практическая значимость: данной исследовательской работой могут воспользоваться социальный педагог, родители, воспитывающие детей младшего школьного возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Полезные статьи: