Заключение
Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания: уже в первых христианских общинах формируется система призрения, а у первых христиан имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, дряхлым, хворым и неимущим. Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В. О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: "…человеколюбие на деле значило – нищелюбие. Нищенство, считалось в древней Руси, не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при Церкви практическим институтом благонравия…" [17, 82].
Находясь под влиянием евангельского учения о милосердии, святой князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто нуждается в помощи - к убогим, нищим, сиротам. Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей. Через два года после того, как Собором русских иерархов Патриархом Московским и всея Руси был поставлен святитель Ермоген, в Москве начался голод, вызванный рядом тревожных событий Смутного времени. Проявляя заботу о неимущих, Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсеместного устройства по губерниям "гошпиталей", то есть приютов, для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах, приюты для принятия "зазорных" детей, на тех же основаниях. Девяностые годы, ушедшего в историю столетия, ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.
Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года Церковь сегодня энергично проявляет себя во многих сферах общественной жизни. В уповании на помощь Божию, будет расширяться на благо тех, кому требуется поддержка и помощь, кто ждет от церкви сочувствия и участия. История благотворительности на Урале берет начало от периода реформ 1860-х годов. В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии были распространены такие формы благотворительности как: детские приюты и сиротско-воспитательные дома, комитеты по призрению нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, ночлежные дома и др. Проводились выдачи денежных пособий нуждающимся, в том числе погорельцам.
В работе рассмотрена благотворительная деятельность Свято-Троицкого Архиерейского подворья на современном этапе с 1991 года. С момента начала своей непосредственной деятельности – богослужения, настоятели храма ведут и большую благотворительную деятельность. Основными направлениями благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья являются: работа с социальными учреждениями, антиалкогольная программа, детские программы, воспитательная работа, религиозное образование, работа с глухими и слабослышащими, катехизация мирян и миссионерства, просветительская работа с молодежью, работа с беженцами, помощь нуждающимся частным лицам при храме.
Исходя из этого, мы выявили, что традиции социального служения ближним: немощным и престарелым, детям о которых забыли родители, страждущим телесными и душевными недугами, оступившимся перед законом, всем нуждающимся, продолжает существовать и развиваться в наши дни.
Также используются все виды помощи: образовательная, трудовая, материальная помощь в решении чрезвычайных жизненных ситуаций. Изучая опыт накопленный столетиями православной церковью, специалисты социальной работы повышают как профессиональные качества, так и духовные.
Значительное внимание, в рамках благотворительной деятельности Свято- Троицкого Архиерейского подворья, уделяется окормлению УЩ-349/48.
С 2004 года еженедельно колонию посещает священник Свято-Троицкого храма Отец Олег. В рамках анализа деятельности священника, было выявлено, что он выполняет ряд функций:
1. Предупредительно-профилактическую – механизмы предупреждения негативных явлений: беседы, исповедь, причастия.
2. Социально-педагогическую – проведение воспитательных бесед о правах, обязанностях, о любви к Родине, семье, природе, самоопределение и самореализация.
3. Психологическую – индивидуальный подход к каждому осужденному.
4. Коммуникативную – умение общаться с любой аудиторией.
5. Организационную - умение заинтересовать прихожан своими проповедями и беседами.
6. Посредническую – Установление контактов с множеством социальных институтов: образовательными, учреждениями социальной защиты, общественными организациями.
7. Психотерапевтическую – под руководством пастыря проведение занятий по иконописи, церковному пению, богослужение.
8. Информационную – проповедничество, православные школы.
Исходя из этого, выявили, что в рамках существования деятельности православного прихода можно отметить применение всех технологий социальной работы. Целью специалиста социальной работы является помочь заключенному сохранить и создать важные и положительные социальные контакты вне тюрьмы, увеличить способность заключенного к самостоятельной жизни, а также воздействовать на него с целью выработки законопослушного поведения. Поскольку обычно противоправное поведение вызывают личные и социальные проблемы человека, то социальная работа с заключенным охватывает как его личные, экономические, так и правовые вопросы. При помощи бесед, выясняют психологическое и эмоциональное состояние заключенного, и помогают приспособиться к изменениям, происшедшим в обществе за время отбывания срока.
Также, специалист социальной работы, оказывает заключенному правовую помощь в социальных вопросах, поддерживает сохранение или восстановление его отношений с членами семьи, помогает создать или сохранить контакты с работодателем, поддерживает его при преодолении трудностей с учебой, помогает разрешить спорные вопросы, возникающие между заключенным и тюремными чиновниками, а также между самими заключенными. Помогают заключенному ресоциализироваться путем индивидуальных консультаций и групповой работы (в том числе путем программ социальной реабилитации). Целью социальных обучающих программ является обучение заключенных социальным навыкам, которое помогло бы им освоить законопослушное поведение в обществе.
В стадии освобождения социальный работник помогает заключенному решить проблемы, которые возникли при сужении внешних контактов. Зачастую заключенный теряет социальные связи, место жительства, работу, доход. Подготавливая освобождение, социальный работник помогает заключенному оформить документы, найти работу и место жительства, а также ходатайствовать о пособии через отдел общей опеки. Если заключенный имеет возможность досрочного освобождения, специалист социальной работы и психолог пишут характеристику, в которой дают оценку психическому состоянию заключенного и его готовности к законопослушному возвращению в общество. Вся эта работа проводится согласно «Положения об общественном социальном работнике в местах лишения свободы» (прил. 8).
За годы своего существования Русская православная церковь накопила большой опыт милосердно-благотворительной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Данный опыт имеет достоинства и в целом может во многом послужить возрождению нашего Отечества. Духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людей, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию.
Таким образом, поставленная цель – рассмотреть влияние церковной благотворительности на развитие социальной работы на Урале достигнута, мы увидели, что такие профессиональные качества специалиста социальной работы, как – милосердие, терпимость и стремление помогать людям имеют начало с доевангельского периода жизни людей и взяты за основу современной социальной работы. Такие виды технологий социальной работы как: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия, ориентируют на целостный подход к человеку, учитывают его интересы, потребности, ценностные ориентации, способствуют мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. Все эти технологии использовались и православной церковью в досоветский период и в современной жизни. Изучая опыт благотворительной деятельности церкви от истоков до сегодняшних дней специалист социальной работы может развить и воспитать у себя такие качества как милосердие, терпимость и духовность.
Гипотеза подтверждена.
Полезные статьи: