Введение
В настоящее время в России происходит активный процесс становления гражданского и политического общества. Изменения в индивидуальной и социальной психологии, в системе ценностных ориентации общественных групп и слоев являются частью и производной от вышеназванных процессов. Темп и характер трансформации политической, экономической и социокультурной систем, изменений в социальной структуре и массовой психологии во многом зависят от структурно-экономических, этнокультурных, политических и иных конкретно-исторических условий, специфичных для каждой отдельно взятой страны, для каждого отдельно взятого региона. В свою очередь такие компоненты общественного сознания, как общественное мнение, общественное настроение, социальное самочувствие во многом детерминируют не только личную, но и трудовую, политическую и духовную жизнь людей.
Глобальные изменения, происходящие в российском обществе сегодня, актуализируют необходимость исследования круга проблем, связанных с изучением субъективных компонентов жизнедеятельности людей. Реализация жизненной стратегии индивида сегодня во многом детерминирована именно субъективными факторами, использованием ресурсной базы.
Мера влияния объективных и субъективных детерминант на жизнь конкретного человека неодинакова. С одной стороны, в разной степени на реализацию жизненной стратегии оказывают влияние изменения в экономической, политической сферах, системе нормативных отношений, ценностных ориентиров и пр.
Изучая адаптацию человека в переломные моменты в обществе необходимо изучение человека не только как социального существа, но как активного, сознательно действующего субъекта. С этой позиции представляется продуктивным подойти и к изучению общественного сознания, формирующегося в результате тех или иных реально происходящих политико-социальных или экономико-культурных изменений в обществе. При этом с методической точки зрения, конструктивным представляется использование понятия «социальное самочувствие», которое в большей мере, чем остальные термины в данной сфере научных исследований несет психологическое содержание. Понимая под социальным самочувствием, даже в самом общем виде, уровень психологической комфортности-дискомфортности человека или социальной группы, который определяется степенью его (их) удовлетворенности (или неудовлетворенности) собственным бытием в социуме, мы получаем возможность интерпретировать через систему психологических феноменов и эмпирически исследовать процесс восприятия человеком окружающей действительности.
Одним удается реализовать прежние жизненные планы, другим - нет, одни меняются вместе с переменами в обществе, другие - плывут по течению. Социальное самочувствие, выступая как сложное динамическое образование, в котором отражается соотношение между притязаниями субъекта и степенью их реализации, является важной характеристикой положения в обществе отдельного человека и группы людей. В социальном самочувствии отражаются степень адаптации к современной социально-экономической ситуации, ожидание будущего, самооценки успеха, уровень тревожности.
Всестороннее изучение социального самочувствия как одного из главных индикаторов адаптации населения к новым социально-политическим и социально-экономическим реалиям является в настоящее время актуальной научно-практической задачей.
Данная работа состоит из двух основных разделов: в первом рассматриваются общие теоретико-методологические принципы изучения социального самочувствия, моделей жизненных стратегий, которые на наш взгляд не возможно обойти стороной при изучении социального самочувствия, а так же мы попытались рассмотреть закрытое административно-территориальное пространство (на примере города Снежногорск) как социальное пространство, в котором оказывается индивид. Во второй представлены результаты эмпирического исследования об оценках выпускников вузов ресурсов профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования. (на примере города Снежногорск)
Теоретическая часть данной работы представляет собой интерпретацию концепции социальных полей и практик П. Бурдье. Ряд основных положений этой концепции, которые обозначены в работах Бурдье мы применяем к описанию механизмов, посредством которых поле оказывает влияние на представления своих агентов. При анализе социальной практики потребления мы принимали во внимание авторскую интерпретацию теории Бурдье исследовательницей Шматко Н. А. [47- 51].
Термин «социальное самочувствие» привлек внимание отечественных исследователей сравнительно недавно, в конце 80-х-начале 90-х годов 20 века.
Между тем категория «самочувствия» как понятие, характеризующее определенную форму психического состояния человека, исследуется социальными психологами очень давно. Например, А.В. Петровский рассматривал самочувствие как важную характеристику психологических процессов личности.
Первая глава посвящена описанию методологии изучения социального самочувствия, сущности понятия социального самочувствия, показателям социального самочувствие и методике его оценки, так же описанию основных жизненных стратегий.
Теоретическая часть данной работы представляет собой интерпретацию концепции социальных полей и практик П. Бурдье. Ряд основных положений этой концепции, которые обозначены в работах Бурдье [5-7], мы применяем к описанию механизмов, посредством которых поле оказывает влияние на представления своих агентов. При анализе социальной практики потребления мы принимали во внимание авторскую интерпретацию теории Бурдье исследовательницей Шматко Н. А. [47- 51].
О.А. Барская пишет о социальном самочувствие и пытается выявить методические и методологические проблемы изучения. Е.А. Головаха. и Н.В.Панин рассматривают интегральный индекс социального самочувствия и применяют социологические тесты в массовых опросах для его изучения.
И.А. Милюкова изучает социальное самочувствие молодежи. Так же о социальном самочувствие пишет Л.Е. Петрова, М.В. Удальцова, С.Г. Спасибенко.
Г.Н. Соколова изучает профессиональное становление молодого специалиста.
Гуревич М.А. изучает социальное самочувствие и адаптацию населения. Рассматривая сущность социального самочувствия он так же выявляет показатели, которые могут влиять на социальное самочувствие и адаптацию населения крупных промышленных городов.
М.В. Удальцова, Н.М. Воловская рассматривают четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность. И делает выводы о том, как эти показатели могут влиять на социальное самочувствие население.
При изучении жизненных стратегий мы опирались на работы Я.Н
Крупенеца, Ю.М Резника, Е.А Смирновой. Чтобы выявить типы жизненных стратегий молодых специалистов мы использовали типологию К.А Абульханова-Славской, а так же Ю.М.Резника.
Несмотря на попытки определения места и роли социальных аспектов в жизни индивида и общества, которые предпринимались в отечественной и зарубежной науке в целом, проблема социального самочувствия как социально-регулятивного фактора пока еще не получила достаточного освещения в отечественной и зарубежной социологии.
Вторая глава посвящена анализу оценок выпускниками вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск).
Целью данного исследования является определить оценки выпускников вузов ресурсов профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования.
Задачами данного исследования являлись:
- Выяснить какими капиталами обладают выпускники вузов на данный момент.
- Выяснить какими мотивами руководствуются выпускники вузов приезжая в закрытое административно территориальное образование.
- Определить какое место среди мотивов, которыми руководствуются выпускники вузов приезжая в ЗАТО, занимает профессиональная реализация.
- Определить какие ожидания формируются у выпускников вузов в результате проживания в закрытом административно территориальном образовании.
-Определить элементы, каких жизненных стратегий демонстрируют выпускники вузов, проживающие в закрытом административно-территориальном образовании.
Объектом исследования выступили лица в возрасте от 22 до 30 лет, получившие высшее образование, работающие и проживающие в закрытом административно территориальном образовании г. Снежногорск.
Предметом исследования является мнения о возможностях профессиональной реализации выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере г. Снежногорск).
Так как город Снежногорск является закрытым административно территориальным образованием, то точных сведений о численности населения в возрасте от 22 до 30 лет получить не удалось, мы брали приблизительное значение. Так же не было распределение по возрасту и полу. Здесь мы тоже воспользовались приблизительным значением.
В работе представлены результаты пилотажного исследования, основной сбор данных для которого проводился в марте, апреле 2006 года. Методом сбора информации выступило анкетирование по месту жительства.
На основе полученного материала мы смогли сконструировать ряд моделей жизненных стратегий, которые придерживаются выпускники вузов, проживающие в закрытом административно-территориального образования (на примере города Снежногорск) Эти жизненные стратегии формируются под влиянием социальных полей, в которых находятся агенты. А так же от того, какими капиталами обладают молодые специалисты приезжая в закрытое административно-территориальное образование.
Полезные статьи: