Особенности организации тренинговой группы с подростками
Психологический тренинг
— это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии.
Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально сконцентрированном виде, а с другой — в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. «Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен: 1) хотеть это делать; 2) знать, как это делается и 3) уметь это делать» (Бачков, 2007, с. 18). Тренинг как раз и позволяет участникам осваивать деятельность посредством непосредственного соприкосновения с ней в специально смоделированных ситуациях [2, с.33-37].
По сравнению с индивидуальной групповая форма работы с подростками имеет ряд достоинств:
1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем.
2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров; по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни. Это дает детям возможность увидеть и проанализировать закономерности общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
3. Возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную связь обратную связь, позволяющую увидеть себя в глазах других людей.
4. В группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Применяемыми кем- то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.
5. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе[13, с45-46].
Основные задачи ведущего в работе с подростками таковы:
- побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению, анализу, а также разбору преложенных тем;
- создание в группе условий для полного раскрытия перед детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;
- разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.
Средства воздействия, используемые ведущим можно условно разделить на два вида: вербальные и невербальные.
К вербальным относятся следующие средства воздействия:
1. Структурирование хода занятий. Имеются в виду все высказывания, которые определяют ход занятия. Например, «тема сегодняшнего нашего разговора такая- то». Высказывания должны быть направлены на ограничение непродуктивной активности группы.
2. Сбор информации.
3. Убеждение и переубеждение, которые осуществляются непосредственно или опосредованно.
4. Предоставление информации.
5. Постановка заданий, которые должны выполнять подростки.
К невербальным средствам относятся: мимика, жестикуляция, интонация, проксемика.
Ведущий группы обязан:
- иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах;
- владеть диагностическими средствами отбора подростков в группы;
- информировать участников группы об основополагающих правилах, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности;
- избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у участников недостаточно подготовки и опыта;
- дать понять в самом начале работы, на чем будет концентрироваться внимание группы;
Полезные статьи: