Особенности организации тренинговой группы с подростками
Психологический тренинг
— это активное обучение посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии.
Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально сконцентрированном виде, а с другой — в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. «Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен: 1) хотеть это делать; 2) знать, как это делается и 3) уметь это делать» (Бачков, 2007, с. 18). Тренинг как раз и позволяет участникам осваивать деятельность посредством непосредственного соприкосновения с ней в специально смоделированных ситуациях [2, с.33-37].
По сравнению с индивидуальной групповая форма работы с подростками имеет ряд достоинств:
1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем.
2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров; по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни. Это дает детям возможность увидеть и проанализировать закономерности общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.
3. Возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную связь обратную связь, позволяющую увидеть себя в глазах других людей.
4. В группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Применяемыми кем- то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.
5. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе[13, с45-46].
Основные задачи ведущего в работе с подростками таковы:
- побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению, анализу, а также разбору преложенных тем;
- создание в группе условий для полного раскрытия перед детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;
- разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.
Средства воздействия, используемые ведущим можно условно разделить на два вида: вербальные и невербальные.
К вербальным относятся следующие средства воздействия:
1. Структурирование хода занятий. Имеются в виду все высказывания, которые определяют ход занятия. Например, «тема сегодняшнего нашего разговора такая- то». Высказывания должны быть направлены на ограничение непродуктивной активности группы.
2. Сбор информации.
3. Убеждение и переубеждение, которые осуществляются непосредственно или опосредованно.
4. Предоставление информации.
5. Постановка заданий, которые должны выполнять подростки.
К невербальным средствам относятся: мимика, жестикуляция, интонация, проксемика.
Ведущий группы обязан:
- иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах;
- владеть диагностическими средствами отбора подростков в группы;
- информировать участников группы об основополагающих правилах, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности;
- избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у участников недостаточно подготовки и опыта;
- дать понять в самом начале работы, на чем будет концентрироваться внимание группы;
Полезные статьи:
Взаимосвязь изменений в обществе.
Нетрудно видеть, что все эти виды изменений тесно связаны между собой. Изменения одного вида влекут за собой изменения других видов. При анализе реальных социальных явлений бывает нелегко отграничить один вид изменений от другого или друг ...
Специфика и содержание досуга в пенитенциарном учреждении
Под досугом принято понимать деятельность, осуществляемую в свободное время от сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек имеет возможность восстановления способности к труду и развитию в себе умений и способностей, к ...
Выводы
Интерес к проблеме общечеловеческих ценностей как основных регуляторов социальной активности в наши дни вполне закономерен. Люди устали от неизвестности, от агрессивной внешней среды, политики и политиканства, от страха за свою жизнь и бл ...