Основные подходы к пониманию религии как социального явления
Религиозная вера в условиях социально-экономического кризиса и нестабильности зачастую воспринимается как реабилитационное и психологическое средство: во время совершения религиозных действий снимается стресс, верующий может погружаться в состояние медитации, получает утешение, может достигать катарсиса. «Повышение интереса к религии связано и с тяготами современной социальной жизни. Кризис экономики, чувство растерянности и неуверенности в завтрашнем дне, материальные трудности актуализируют религиозные представления в сознании людей, приводят их в общины конфессий» – отмечают авторы книги «Конфессии в Беларуси» [2, с. 320]. Этот вывод подтверждается и данными социологических опросов, проводившихся в Гомельской области: «Если в ноябре 1989 г. к числу атеистов относили себя 65%, то в сентябре 1994 г. их было только 32,5, т.е. на 30% меньше. Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих: с 22% в 1989 г. до 43, 4% в 1994 г.». [2, с. 319]
Учёные также выделяют мировоззренческую, регулятивную, легитимирующе-разлегитимирующую функции религии. Значима и культуротранслирующая функцию, в которой осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.
Общественное развитие в ХХ в. поставило вопрос о ценности каждой человеческой жизни, о том, что человек должен быть целью, а не средством. В связи с этим для гуманизации общественной жизни может быть использован и огромный духовный капитал, накопленный различными религиозными учениями и организациями.
Полезные статьи: