Оценка степени значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе, роли различных социальных институтов, занимающихся нравственным воспитанием и степени доверия к ним респондентов
Из ответов на первый блок (вопросы 1–3) мы хотели получить первичное представление о респондентах и о том, как они оценивают значимость проблем, существующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были достаточно предсказуемыми. Большинство опрошенных выделяют в качестве главных нравственные и социально – экономические проблемы. При этом большинство юношей, участвовавших в опросе, поставили на первое место социально-экономические проблемы, процент выбравших ответ «нравственные проблемы» значительно ниже, чем у девушек: 37,5% к 56,25%.
В наиболее общем виде результаты опроса представлены на следующей диаграмме.
Диаграмма 1. Степень значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе
Второй вопрос дал возможность выявить, какому из социальных институтов, занимающимися нравственным воспитанием, респонденты доверяют больше. Следует отметить низкий процент доверия к средствам массовой информации (в целом, 2,5%). Значительно отличаются результаты ответов старшеклассников и учителей: 30% учителей считают, что вопросы нравственного воспитания призвана решать школа, аналогичного мнения придерживаются лишь 6% учащихся. Это вполне объяснимо, ведь педагоги понимают, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны, а учащиеся склонны видеть основную задачу школы лишь в формировании у них прочных знаний. Все группы респондентов поставили на первое место социальный институт семьи (от 56,25% до 75%). В сравнении с этими показателями, степень доверия непосредственно к религиозным организациям невысока (в целом, 12%).
Вопрос «Где на сегодняшний день нравственные проблемы обсуждаются наиболее эффективно?» позволил сравнить желаемое с действительностью и выявить значительные расхождения. При низкой, как отмечалось ранее, степени доверия к СМИ, 31,25% юношей считают, что именно в них эффективно обсуждаются нравственные проблемы. 70% девушек-десятиклассниц считают, что нравственное воспитание должно осуществляться в семье, и лишь 40% подтверждают, что в ней эффективно обсуждаются нравственные проблемы. Общие результаты ответа на данный вопрос представлены в диаграмме (в % к числу опрошенных).
|