Факторы взаимодействия человека и окружающих
Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного взаимодействия с организационным окружением. По словам О.С. Виханского и А.И. Наумова, этот обоюдный процесс может быть болезненным для сторон. И возникновение напряжения может привести либо к малоустойчивому взаимодействию, либо к разрыву их взаимодействия, т.к. "каждый член организации имеет свое собственное окружение" (10), и это служит причиной для эффективного установления взаимодействия человека и организационного окружения. Ведь каждый человек выделяет для себя те характеристики и аспекты организации, которые для него важны.
В настоящее время специалисты считают более целесообразным применять модель взаимодействия человека и организационного окружения, которая сочетает в себе элементы теории человеческих отношений Э. Мэйо (главное – качество человеческих отношений) (13), а не полностью подчинена рационалистическим законам управления Дж. Муни и А. Рейли, которые исключали творческий подход к выполнению функций. Поэтому я считаю необходимым привести правила эффективного менеджмента американских исследователей Т. Питерса и Р. Уотермена (31):
1. Ориентироваться на действия, на достижение успехов и использовать для этого средства, которые помогут быстрой реализации товара или услуги (транспорт, филиалы в разных городах).
2. Ориентироваться на потребителя - изучать рынок с помощью маркетинговых исследований и создавать новые идеи для своих продуктов, предлагать высокое качество, обслуживание и надежность.
3. Быть самостоятельным и предприимчивым – поддерживать начинания лидеров, поощрять оправданный риск.
4. Уважать человека – привлекать его в работу по повышению качества и производительности.
5. Считать ценности организации достойными высшего внимания и защищать их перед другими организациями.
6. Быть верным своему делу – делать то, что получается лучше всего.
7. Иметь простой и немногочисленный высший уровень управления.
8. Предоставлять свободу для достижения целей, имеющих общефирменное значение.
Так, например, одним из стимулов может быть зарплата (1, 4) , хотя в последнее время, как утверждает Наталья Анурова, директор по персоналу ГК «Рамзай», "даже значительное повышение базовой заработной платы для менеджера не является достаточным стимулом. Он будет приносить эффект только некоторое время… В среднем этот период составляет 5-7 месяцев, после чего менеджер продолжает работать так же, как и раньше. Поэтому рассчитывать на прямое мотивирующее влияние простого повышения зарплаты, не привязанного к конкретным результатам, не приходится" (28).
Под взаимодействием (взаимным действием) понимают "процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого" (3). Взаимодействие – это форма движения, развития организации и человека в ней. Оно определяет существование самой организации.
В модели взаимодействия человека и организационного окружения, о которой говорит К. Рудестан (23), поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия человека с организационным окружением.
2. С позиции организации, включающей в себя индивидов".
В том случае, когда человек – главный в процессе взаимодействия с организационным окружением, модель включает такие элементы, как: организационное окружение, стимулирующее воздействие, человек, реакция на стимулирующие воздействия, действия, поведение, результаты работы (см. прил. 2).
В процессе взаимодействия человека с организационным окружением он получает побуждающие к действию стимулирующие воздействия. Затем под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия, которые приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение (9).
Полезные статьи: