Сравнительный анализ свободного времени жителей России и США
Таблица 4
Что предпочтительнее для работающих жителей гг. Пскова и Джексона -работа в домашнем хозяйстве или занятия в свободное время? (% к итогу)
Все ответившие |
Ответившие на два первых | |||
вопроса | ||||
Псков |
Джексон |
Псков |
Джексон | |
1. Работа в домашнем хозяйстве важнее |
27,1 |
16,3 |
78,3 |
46,4 |
2. Занятия в свободное время важнее |
7,5 |
18,8 |
21,7 |
53,6 |
3. То и другое одинаково важно |
64,3 |
64,9 |
- |
- |
4. Затрудняюсь ответить |
1,1 |
- |
- |
- |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таким образом, наши и американские работающие городские жители обладают в среднем достаточно большой величиной СВ. Избыток СВ в Пскове ощущают немногие -около 8%, в Джексоне - 18%, а недостаток времени соответственно - 60,0 и 58,9%. Поэтому и степень удовлетворенности величиной своего СВ относительно невысока. У работающих жителей Пскова ее индекс, рассчитанный по 5-балльной шкале, составлял у мужчин - 3,37, у женщин - 2,82 %, а в Джексоне, соответственно -3,26 и 3,00. Т.е. у мужчин в России этот индекс оказался несколько выше, чем у американцев, хотя у последних свободное время было в 1986 г. почти на 3 часа в неделю больше. У женщин же в России он оказался значительно ниже, чем в США. Однако у последних он невысок - 3,00, хотя СВ у них достигало почти 35 часов в неделю.
Свободное от оплачиваемого труда, семейно-бытовых работ и удовлетворения физиологических потребностей время необходимо людям для осуществления разно-образных культурных, образовательных, физических и социальных потребностей. На них у разных социальных групп населения влияют многочисленные факторы: воспитание, профессия, материальные условия и т.д. С ростом образовательного уровня населения должны расти и его культурные, физические и социальные потребности. Технический прогресс, обеспечивая постепенное сокращение продолжительности труда, ведет к увеличению временного пространства для удовлетворения растущих потребностей. Используем в дальнейшем для их наименования термин "досуго-вые потребности".
Эти потребности в целом у всего населения, как свидетельствуют исследования бюджетов времени, многообразны. Среди них можно выделить семь основных групп:
1. Информационные -просмотр телепередач, чтение газет, журналов и др.;
Полезные статьи: