Программа коррекции детско-родительских отношений
Первый блок программы включал в себя комплекс следующих мероприятий:
1. Занятия с детьми «Уроки доброты».
2. Занятия с родителями «Искусство родительской любви».
3. Семинар для педагогов «Раскрытие индивидуальности ребенка».
1. Занятия с детьми.
Слово «урок» было выбрано умышленно с целью создания позитивного образа понятия, которое в школьной жизни ребенка займет значительное место. Учитывая существующий стереотип, предлагается создание позитивно окрашенного образа урока как бесконечного и интересного открытия себя и мира, полного чудес и удивительных событий. Само по себе словосочетание «Уроки доброты» дает ребенку возможность на эмоциональном уровне установить подсознательную взаимосвязь между социально весомым словом «урок» как воплощением труда и словом «доброта» как проникновением в тайны истинного богатства человеческой природы.
Задачи «Уроков доброты»:
а) научить ребенка сопереживать;
б) размышлять о своем эмоциональном состоянии, отслеживать его;
в) научить создавать комфортную психологическую обстановку в окружающем мире;
г) внушить уверенность в себе, ответственность за свои поступки.
«Уроки доброты» рекомендуется проводить 2 раза в неделю в течении 6 месяцев. Особый ритуал его начала и окончания создает у детей настрой на рефлексивную, спонтанную деятельность. Каждый урок содержит двигательное, дыхательное упражнение, сказку, игру на сотрудничество и эмпатию, рисование. Символы-образы, являющиеся темой урока, открывают детям путешествие по миру чувств. В каждой группе можно сделать панно «Волшебная страна» – специальное цветовое поле, на котором размещены «Цветочки Доброты», сделанные детьми дома совместно с родителями. Это наглядное пособие, которое направлено на формирование эмпатии, обучение саморегуляции, анализу чувственного мира.
В конце полугодия как итог занятий с детьми рекомендуется провести фестиваль Доброты с заключительным праздником – балом Добрых волшебников. Цель этого мероприятия – снятие психосоматического напряжения, преодоление комплексов в системе взрослый – ребенок, раскрытие творческого потенциала детей, закрепление позитивного отношения к пространству детского сада.
Работа по программе предусматривает индивидуальный контроль. На каждого ребенка необходимо завести индивидуальные карты. Трижды за год проводится диагностика психосоматического здоровья детей. По ее результатам осуществляется коррекционная работа с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Встречи с родителями проводятся 1 раз в неделю. Каждая встреча может состоять из двух частей:
а) теоретическое освещение поставленной проблемы с конкретными практическими рекомендациями по ее разрешению;
б) индивидуальное консультирование родителей.
Рекомендуем к рассмотрению следующую проблематику:
1. целостное понимание здоровья ребенка – взаимосвязь его физического, эмоционального и интеллектуального состояния;
2. раскрытие индивидуальности ребенка (см. приложение 4);
3. значение дошкольного возраста для формирования эмоционального здоровья ребенка;
4. особенности различных видов зависимостей, их корни, профилактика возникновения;
5. возрастная периодизация, кризисы возрастных этапов, взаимосвязь мира взрослых и мира ребенка;
6. базовые потребности и поведение ребенка;
Полезные статьи: