Некоторые идеи П. Сорокина, С.Н. Булгакова, В.В. Берви-Флеровского
Своего пика социология труда достигла в 1912 г., когда появилась очень своеобразная концепция отца Сергея Булгакова (1871-1944), благодаря которой отечественная социология труда заявила о себе как о серьезном мировом явлении.[6]
Его оригинальные и светлые социологические идеи были высказаны в трудах "Философия хозяйства " и " Христианская социология ", в которых рассматриваются проблемы труда и хозяйства.
К сожалению, идеи этого замечательного русского философа забыты, но в настоящее время их актуальность не вызывает сомнений, и возвращение к ним жизненно необходимо.
В работе " Христианская социология " С.Н. Булгаков считал, что экономические науки имеют очень ограниченный кругозор и только христианство объясняет всё. Хозяйственная деятельность связана с человеческим трудом, направленным на удовлетворение человеческих нужд. Человек есть микрокосмос в макрокосмосе, или мир малый в большом мире. Всё в мире сопряжено в человеке, который имеет хозяйственное отношение к миру.
Труд есть деятельность человека. По мнению социалистов и Адама Смита, "экономический человек" не имеет души и сердца, а является лишь счётной машиной. Маркс считает, что человек имеет право на существование только постольку, поскольку он олицетворяет капитал, но в действительности всё не так; в действительности существуют люди, одарённые Богом и обладающие или не обладающие чувством долга и совестью. Человек остаётся целостным во всех сторонах своей жизни, в частности и в хозяйственной деятельности. Нельзя отделить от духовной жизни какую-нибудь сторону вообще, хозяйственную или другую. Существует не один лишь экономический человек вообще; каждая эпоха имеет своего экономического человека; и религиозная личность имеет и в хозяйственной жизни определённое значение. Каждая религия имеет свою практическую этику, которую она включает и в хозяйственную жизнь.
С.Н. Булгаков считал, что основа нашего хозяйства должна быть христианской. Восстановление утраченного хозяйственного порядка невозможно без духовного возрождения, ибо хозяйственная дисциплина укрепляется лишь в связи с преодолением естественной инерции и распущенности человека. Труд необходим каждому для оправдания его существования. Плохо приходится, если отделить социальную жизнь от духовной; надо исполнять социальное дело для Господа.
Одним из первых представителей русской школы социологии труда был Василий Васильевич Берви-Флеровский(1829-1918). В своей знаменитой книге " Положение рабочего класса в России " он на основе широкой статистической информации и личных наблюдений проанализировал различные типы хозяйств практически по всей бескрайней территории земледельческой и промышленной России, описал нравственное настроение работников, их условия труда и быта, уровень и образ жизни в различных губерниях, отдавая при этом свои предпочтения и симпатии крестьянству и земельной общине. Он призывал избавить народ от тяжкого хождения на доработки, " которое бьёт и уходящего работника и оставшееся семейство ", к избавлению работников от малопроизводительного ручного труда и к развитию машинного и усовершенствованного производства, поскольку одной фабрики достаточно для снабжения целого края, а также к созданию учреждений для оказания помощи всем рабочим, " обременённым большими семействами ".[7] Он обращал внимание на то, что интеллектуальный труд получает очень маленькое вознаграждение.
Важной заслугой В.В. Берви-Флеровского являются его идеи о русской земельной общине, которую он считает высшей формой самоуправления народа и спасением народа.
Полезные статьи: