Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда
После 20-х годов 20 века начался современный этап эволюции социологии труда, который продолжается и сейчас. Для этого этапа характерна ориентация на разработку общетеоретических вопросов и на прикладную социологию, а также стремление адаптировать сложившийся в русской социологии и марксизме понятийный аппарат к новым общественным условиям и идеологическим стандартам. В то время " машина красного террора " работала безостановочно. Из страны высылались лучшие философы и социологи на знаменитом " философском пароходе ", учёные, не принявшие разрушительные социалистические идеи. Началось формирование учёных -ортодоксальных марксистов.
Одним из лидеров нового поколения стал А.К. Гастев (1882-1941), видный революционер, писатель, создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ),разработал концепцию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места, методику рационального производственного обучения и теорию управленческих процессов. [8]Данная концепция получила название " технобиосоциальной "и охватила сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики, а также содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и праксеологии.
Оригинальность Гастева — в тесном соединении внедрения новых форм организации труда и системы обучения рабочих новым трудовым приемам. Главное, рассуждал Гастев, дать каждому рабочему не "застывшую норму" или стандарт, как это делал Тейлор, а психологическую и общебиологическую установку — нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда.[9]
Большую известность приобрели социологические идеи Александра Александровича Богданова (1873-1928), изложенные в работе " Тектология. Всеобщая организационная наука". Он рассматривал тектологию - " учение о строительном искусстве"-как теорию организации и дезорганизации, или науку об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.
Богданову принадлежит заслуга в разработке личной тектологии, или науки об организации жизнедеятельности, в основе которой лежат сознание и самосознание. Он считал, что у каждого человека есть своя маленькая и несовершенная стихийно построенная тектология, которой он оперирует практически неосознанно. Эту тектологию он получает из социальной среды через общение с другими людьми, на основе которого он и формирует свой житейский опыт. Богданов считал, что многие правила, общие нормы и методы организации жизнедеятельности, ведущие к взаимопониманию и согласию, имеют всеобщее значение, а их познание, в частности, для руководителей, представляет огромную ценность.[10]
В тридцатые годы в Советском Союзе социология была объявлена буржуазной лженаукой, враждебной марксизму. И в то же время в нацистской Германии она была запрещена как социалистическая наука, т.е. одновременно её не приняли как фашисты, так и коммунисты, что свидетельствует о непосредственной близости таких, казалось бы, разных идеологий.
Возрождение советской социологии началось в период "хрущёвской оттепели", после исторического 20 съезда КПСС(1956),когда произошло развенчание культа личности Сталина. В 1970 году был образован институт конкретных социологических исследований АН СССР, в 1974 году стал выпускаться журнал "Социологические исследования", издавались социологические ежегодники, сборники статей и монографии, проводились научные социологические конференции в разных регионах страны. В то же время возникли и расширились международные контакты с зарубежными социологами.
В 70-е годы "выездные" советские социологи участвовали в международных социологических конференциях, что, несомненно, способствовало повышению научного уровня отечественной социологии.
Полезные статьи: