Социальная направленность конституции россии и структур её власти
федеральные налоги, сборы, фонды регионального развития;
гражданское и гражданско-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
государственные награды и почётные звания РФ и др.
Конституция определяет нормативные положения, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В них особо выделены социальные проблемы:
защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, общественной безопасности;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, принятие законодательства об охране окружающей среды;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальное обеспечение;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.
В главе четвертой Конституции, озаглавленной "Президент Российской Федерации", 14 статей (80-93), где указаны прерогативы Президента. Полностью социальной является статья 89, в которой устанавливается, что Президент Российской Федерации:
1) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
2) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
3) осуществляет помилование.
Ближе всех к человеку, к его жизненным проблемам находится местное самоуправление, функции которого зафиксированы в заключительной главе 9 российской Конституции, где указано, что "органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения". Деятельность этих органов призвана решать непосредственно в интересах каждого жителя "своей" территории практически все социальные вопросы, т.е. опосредовать в конкретные дела и решения всё предписанное сверху, а также инициировать собственные программы в интересах человека, его благоустроенной и достойной жизни[5].
Таким образом, Конституция Российской Федерации декларирует, т.е. провозглашает, права граждан и определяет гарантии их осуществления, этим подтверждая принципиальное положение, согласно которому наша страна - "социальное государство", где установлены гарантии социальной защиты населения со стороны власти.
В то же время существуют достаточно серьёзные проблемы реализации декларированных прав и свобод. Фактически государство обеспечивает преимущественно правовую защиту, экономические же основы обеспечения прав и свобод в большей мере связаны с развитием рыночных отношений, частной собственности и личной инициативы.
Поскольку экономика всё ещё переживает кризис, выход из которого пока не просматривается, а традиции активной защиты личных интересов через суд у наших граждан отсутствуют, проблема реализации провозглашённых Конституцией РФ прав стоит достаточно остро, ее полнообъёмное решение - это перспектива. Тем не менее, все мы должны знать, что "основные права и свободы человека (согласно нашей Конституции) - неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (статья 17) и что Основным Законом нашего государства определено (статья 18): "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими"[6].
Полезные статьи: