Специфика и содержание досуга в пенитенциарном учреждении
Под досугом принято понимать деятельность, осуществляемую в свободное время от сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек имеет возможность восстановления способности к труду и развитию в себе умений и способностей, которые невозможно усовершенствовать в сфере профессиональной деятельности[11].
Деятельность во время досуга имеет определенные цели и интересы, которые ставит перед собой человек. К этой деятельности относится:
- усвоение культурных ценностей,
- познание нового,
- любительский труд,
- творчество,
- физкультура и спорт.
Социальное самочувствие и удовлетворение свободным временем человека во многом зависит от умения направлять досуговую деятельность на достижение общезначимых целей, развитие различных качеств.
Г.Й. Шнайдер считает что задачи воспитательного воздействия во время досуга должны сводиться к созданию благополучной социальной атмосферы и вызывать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Тем самым свободное время в местах лишения свободы не должно становиться «объектом убийства» или использоваться для подготовки, планирования или обсуждения действий к новым преступлениям. Время досуга должно служить повышению культурного уровня осужденных. Также известно, что успешная культурная ориентация заключенных способна уменьшить тягу к рецидивному преступлению. Таким образом, правильно организованный досуг может помочь хорошему отдыху, восстановлению или обновлению физических и психических сил индивида.
По мнению Г.Й. Шнайдера, досуг играет значимую роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, также досуг способен разрушить монотонность и однообразие тюрьмы.
Российские методы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере строятся по принципу последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей. Примером такого подхода может служить метод расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта, который был разработан отечественным криминологом В.Н Кудрявцевым. Данный метод способствует приобщению к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей возможно осуществлением с помощью приобщения осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности, т.е. организации культурного досуга[12].
Специфика организации досуга осужденного обусловлена некоторыми ограничениями их деятельности, так как они находятся в пенитенциарных учреждениях, а в частности режимом и распорядком дня, личностными особенностями, интересами, разным культурно-образовательным уровнем
Досуг осужденных женщин, например, заполнен обслуживанием своих личных потребностей, мелкими бытовыми хлопотами, написанием писем, а также участием в художественной самодеятельности, занятиями спортом, чтением книг и периодической литературы, просмотром телевизионных программ. Переписка осужденных женщин в основном ведется с их родственниками, а также (особенно у несовершеннолетних) с лицами, отбывающими лишение свободы в других исправительных учреждениях.
Среди осужденных популярна так называемая почта знакомств – переписка по газетным и журнальным объявлениям в целях поиска друга, супруга и т.п.
Женщины еще активно участвуют в работе самодеятельных организация, отправлении обрядов, религиозной деятельности, помогают служителям церкви.
Досуг же несовершеннолетних осужденных регламентирован таким образом, чтобы каждый из них имел возможность посмотреть телепередачи, кинофильмы или почесть книгу. Много внимания уделяется спортивному воспитанию. Соревнования, спортивные конкурсы, спартакиады стали сегодня обычной практикой в воспитательных колониях.
В школах, с учетом склонностей подростков, созданы факультативы. С 1997 года уголовно-исполнительным законодательством в качестве меры поощрения воспитанников колоний разрешен вывоз несовершеннолетних осужденных для участия в культурно-зрелищных и спортивных мероприятиях за пределами колоний. Такие поездки имеют большое значение для адаптации подростков к жизни на свободе. В целом, досуговый комплекс, разработанный для воспитательных колоний, позволяет ребятам не оторваться от жизни и продуктивно использовать то время, которое они проводят в колонии.
Полезные статьи: