Методы социально – культурной интеграции осужденных
В настоящее время используется комплекс различных методов социально-культурной интеграции осужденных.
В системе данных методов можно выделить несколько основных:
1. Педагогических:
- Эвристический - проблемно-поисковый метод - является основным методом развития творчества. Данный метод выдвигает мотивирующее отношение к процессу воспитания и обучения, которое рассматривается в качестве совместной заинтересованной деятельности воспитателя и воспитанников в процессе познания; а также способствует осознанию творческой задачи. Также благодаря этому методу осужденных получают возможность прочувствовать творческую среду, что создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности.
- Объяснительно-иллюстративный метод, включающий в себя беседы, лекции, рассказы, которые ведут к усвоению уже готовых знаний.
- Наглядный метод или как его еще называют наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, используется для усиления впечатления участников от произведений различных видов искусства;
- Репродуктивный метод – включает организованное повторение на основе каких либо упражнений, например, физических;
- Эмпирический метод – метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д. Может применяться в музыкальных и физических занятиях.
В теории и практике воспитательного процесса употребляется и такое понятие как прием.
Прием выступает в качестве элементарного звена воспитательного процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это и есть основные пункты приемов. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные воспитательные задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации воспитательного воздействия.
2. Метод воздействия на личность, к нему относится:
- Убеждение, являющееся разносторонним воздействием на разум, чувства и волю осужденного с целью формирования у него желаемых качеств.
В зависимости от направленности воспитательного воздействия убеждение может выступать в качестве доказательства, внушения, или их комбинации.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения ряда требований, наиболее важные из них:
- Высокий авторитет воспитателя.
- Опора на жизненный опыт воспитанников.
3. Методы стимулирования
Стимулировать – это значит побуждать, давать импульс или толчок мысли, чувству или действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть и методы, главным назначением которых является оказание дополнительного стимулирующего влияния и как бы усиливая действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.
- Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственное всем людям.
Главная задача - это не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.
- Поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются.
- Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью.
Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.
Все перечисленные методы безусловно тесно взаимосвязаны между собой.
Полезные статьи: