Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми
Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных семей:
I. Физическое отделение супругов от детей, поочередное стимулирование супругов сначала играть роль супругов, а потом родителей. Это делается для того чтобы установить четкие границы между супружеской и родительской субсистемами.
2. Демонстрация возможности различных ролевых позиций взрослого в качестве родителя (контроль) и в качестве благожелательного старшего сиблинга, что делает границы между родительской и детской субсистемами более проницаемыми. Переходя из одной субсистемы в другую, меняются роли, чем демонстрирует гибкость ролевого поведения.
Социальный педагог может вызвать к жизни диалог между отцом и сыном для того, чтобы обойти регулирующую деятельность матери. Это относится к ситуации, когда мать чувствует, что если отец и сын разовьют язык кооперативной коммуникации, то она окажется изолированной и покинутой. В ситуации же разделенности отца и сына, конфликтных отношений между ними она ощущает себя нужной, полезной, желанной и для одного, и для другого. Диалог между отцом и сыном в данной ситуации:
а. «Осаживает» материнское функционирование и возрождает генетическую систему поддержания семейной структуры.
в. Способствует возрождению эффективной коммуникации между отцом и сыном.
с. Способствует возрождению коммуникации жены с мужем именно как с мужем, а не как с опекаемым.
Можно сделать вывод, о том, что рекомендация по работе с семьями должна быть направлена на то, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется господствующей атмосферой . Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Полезные статьи: