Структурная и факторная операционализация
Обратимся к интерпретированному понятию «совместительство» и проведем вычленение в нем основных структурных элементов.
Структурная операционализация.
Наличие работы по совместительству (заключен трудовой договор, а не гражданско-правовой): внутренние совместители {постоянные (штатные)}; внешние совместители; вынужденное совместительство.
Внешние совместители: совместительство связано с преподаваемым предметов; совместительство не связано с преподаваемым предметом.
Вынужденное совместительство – длительное (от учебного года и более) совмещение преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях.
Факторная операционализация.
Отношение к совмещению преподавательской деятельности в нескольких учебных заведениях: с удовольствием и профессиональным интересом; вынужденные неудобства в связи со сложившимся обстоятельствам.
Профессиональный интерес: чтение прикладных курсов и работа на выпускающих кафедрах; соображения престижности; желание приобрести опыт и поднять свой рейтинг.
Обстоятельства: низкая заработная плата; слабая материально-техническая база ВУЗа; потребность в ведении научно-исследовательской работы.
Престиж преподавательской деятельности: высокий, средний, приемлемый, низкий, очень низкий,.
Уровень ежемесячного дохода, который позволил бы удовлетворять насущные потребности: более 40000 руб; от 25000 до 40000; от 15000 до 25000; менее 15000.
Напряженность преподавательского труда: очень высокая; высокая; средняя; низкая; очень низкая.
Обратимся к интерпретированному понятию "заработная плата" и проведем вычленение в нем основных структурных элементов. Их два:
1. Денежное вознаграждение;
2. Труд.
Это первый уровень структурной операционализации. Чтобы получить полную структуру ключевого понятия надо расписать второй уровень.
Согласно Современному Экономическому Словарю денежное вознаграждение - это денежная оплата труда работников в виде заработной платы и премиальных выплат, зависящая от количества и качества труда.
В элементе первого уровня «денежное вознаграждение» можно выделить несколько его составляющих:
1. Величина заработной платы;
2. Премиальный выплаты;
3. Количество часов труда.
В рамках этого исследования рассмотрим величину заработной платы в зависимости от ее формы (форм зарплаты труда гораздо больше, но в контексте преподавательской деятельности имеет смысл рассматривать только эти три):
1. Должностной оклад;
2. Тарифная сетка (ставка);
3. Установленная контрактом.
Должностной оклад - месячная заработная плата, тариф оплаты труда, предусмотренный для лиц, занимающих данную должность.
Единая тарифная сетка - система дифференциации оплаты труда в зависимости от квалификации работника и характера выполняемых работ; обязательна для всех организаций РФ, находящихся на бюджетном финансировании.
Трудовой контракт - договор, заключаемый между нанимателем и наемным работником в письменной форме на определенный срок или на время выполнения конкретной работы (подряд). Права, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты и организация труда устанавливаются самостоятельно сторонами соглашения. В контракте могут быть предусмотрены разнообразные льготы для создания дополнительных стимулов к труду. При истечении срока действия контракта он автоматически продлевается на неопределенный срок, если ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений.
Теперь можно перейти к заключительной стадии логического анализа ключевого понятия - к факторной операционализации.
Величина заработной платы согласно законодательству имеет четко установленный минимум (МРОТ=2300 руб) и практически не имеет предела роста. От себя замечу, что не в случае преподавателя государственного ВУЗа, где существуют пределы заработной платы и относительно низкие.
Премиальные выплаты представляют собой доплаты и надбавки стимулирующего характера. Их существует очень много.
Определяющий фактор, лежащий в основе одной из групп отражает возраст преподавателя и сферы деятельности после получение высшего педагогического образования. Доплаты молодым специалистам в целях укрепления кадрового состава педагогических работников: в течение первых 3 лет работы; имеющим диплом с отличием, в течение первых 3 лет работы.
Полезные статьи: