Задачи и цели исследования. Гипотеза
Задачи:
1. Раскрыть зависимость качества образования от наличия работы по совместительству у профессорско-преподавательского состава: позитивные и негативные аспекты.
2. Определить приемлемый уровень заработной платы преподавателя для того, чтобы существование института совместительства не оказывало негативного влияния на качество образования.
3. Установить, причисляются ли преподаватели к «работающим бедным» и какое это значение имеет при решении преподавателей работать на нескольких местах работы.
4. Проанализировать структурные изменения профессорско-преподавательского состава в отношении наличия работы по совместительству.
5. Изучить степень заинтересованности преподавателя в своей работе и определить факторы, оказывающие влияние на заинтересованность преподавателя в своей работе.
Цель: определение влияние наличия работы по совместительству у преподавателя, его материального положения и социального статуса на качество образования в ВУЗах.
Гипотезы:
1. Существует прямая зависимость между качеством образования, получаемым студентом, на занятиях с преподавателем, имеющим работу по совместительству, и нет. Если преподаватель вынужден работать по совместительству, то он по объективным причинам будет пренебрегать основной работой. К тому же у него будет накапливаться хроническая усталость, нет возможности осуществлять научную работу. Неудовлетворенный своим статусом, размером заработной платой и условиями труда работник по определению не может выполнять свою работу качественно.
Если преподаватель работает по совместительству в связи с профессиональным интересом, то в данном случае преобладают положительные аспекты, в некоторых местах присущие и вынужденной работе по совместительству по специализации. В первую очередь это накопление практического опыта, то есть повышение профессионализма преподавателя, соответствия преподаваемого материала действительности, его актуальность и значимость при практическом применение.
2. Уровень оплаты труда преподавателей должен соответствовать уровню зарплат высокооплачиваемых профессий. В таком случае для преподавателя будет престижно хорошо выполнять свою работу, качество образования встанет на первом место в интересах работника. Работа по совместительству, отнимающая силы и время и не дающая результата для основного места работы, потеряет свою актуальность. Конечно, останется проблема оснащенность ВУЗа материально-технической базы, но все же это менее острый вопрос, чем материальное благополучие.
3. На сегодняшний день особенно в отдаленных регионах преподаватели относятся к категории «работающих бедных». Не только из-за низкого среднемесячного заработка, но и из-за того, что они сами склонны себя причислять к этой категории. В некоторых случаях существование проблем с удовлетворением первичных потребностей побуждает преподавателя искать дополнительные приработки, переходя на меньшую долю ставки, освобождая время для дополнительной деятельности (в данном случае чаще всего не связанной с основной специальностью).
4. Общая численность профессорско-преподавательского состава увеличивается, но это происходит за счет увеличения числа преподавателей, работающих на пол, одну четвертую ставки, количество же работников на полную ставку увеличивается незначительно. Число совместителей в российских ВУЗах достигает 48% от общего числа преподавателей.
5. Заинтересованность преподавателя в своей работе определяется удовлетворенностью заработной платой, перспективами карьерного роста, материально-технической базой ВУЗа, то есть возможностью вести научно-исследовательские работы, соображениями престижности. Престижность преподавательской работы на данных момент средняя, для многих даже – низкая.
Полезные статьи: