Обоснование теоретического подхода к социологическому исследованию негативного отношения молодежи к образовательной системе (Выбор концепции исследования)
Выбирая концепцию исследования, я принимаю теории, которые будут положены в основу построения исследования. Так, для изучения негативного влияние политики на межличностные отношения молодежи (предмета исследования) я выбрала следующие теории:
1. Книга Макиавелли «Государь».
2. Политическое сознание и политическая идеология .
Макиавелли «Государь». Представителем данной теории является Никколо Макиавелли, работа была создана в Средние века и в XXI веке привлекают внимание политиков, общественных деятелей, исследователей и любителей изящной словесности: его политические трактаты полны актуальных принципов и рекомендаций. Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти. Самоуверенность, смелость и гибкость сильного государя – вот от чего зависит, по мнению автора, успех проводимой им политики.
Макиавелли говорит, что у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью. Своим изречением о том, что «Моисей не убедил бы народ Израиля следовать за собой, дабы выйти из неволи, если бы не застал его в Египте в рабстве и угнетении у египтян» Макиавелли хотел сказать, что людям неинтересны предложения со стороны других людей, пока они не попадут в трудную для себя ситуации, только тогда они могут прислушаться к кому-то.
Невозможно не согласиться с тем, что на народ можно надеяться тогда, когда они нуждаются в государе и в государстве. Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что их у них отнимут, другие- открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами. Более того он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.
Понятия, используемые в теории:
- Государь
- Власть
- Народ
Вывод из теории:
Мы видим, что в своей работе Никколо абсолютно точно передал сущность настоящего государя. Она абсолютно точно описывает все необходимые истинному руководителю черты, включая в себя все аспекты управления и, являясь работой актуальной для любых временных периодов. Увы, не все государи в наше время таковы. Опираясь на данную теорию, можно говорить о неком идеале государя, последовательно выполняющего определенные функции, сбой в которых приводит к неблагоприятным последствиям в народе. Эту теорию я привела в пример, как теорию идеального государя, она содержит в себе безумное количество советов и последствий после неких действий. Однако, в теории, практически ничего не говорится о том, каким образом происходит само влияние на сознание народа, на их поведение и на их отношение друг к другу.
Поэтому, обращаюсь к следующей теории.
1. Политическое сознание и политическая идеология . Демидов А.И., Житенев В.А., Соловьев А.И.Данная теория была разработана несколькими авторами, включившими в нее свои работы:
1. Демидов А.И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1995.
2. Житенев В.А. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М., 1990.
3. Политология: Учеб. пособие для вузов. / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999
4. Соловьев А.И. Политическая культура // Вестник МГУ. Сер. 12. 1995. № 2-3.
5. Фарукшин М.К. Политическая культура общества // Соц. политические науки. 1991. № 4
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.
Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.
Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.
Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет.
Полезные статьи: