Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале
За три дня проведения акции было собрано: - 234 тысячи рублей, 1147 предметов одежды, 1136 предметов гигиены, 959 игрушек, 931 предмет канцелярских товаров, 796 пачек шоколада, 737 упаковок конфет и печенья, 374 единицы детского питания (соки, пюре, каши), 340 упаковок бакалейных продуктов, 224 упаковки детских подгузников, 91 коробка сока, 89 банок консервов, 2 больших мешка фруктов, один мобильный телефон, одна машинка для стрижки. Скоропортящиеся продукты – йогурты, соки, фрукты, торты, пирожное – были собраны в количестве 244 единиц и доставлен
- вечером 25 декабря – в Кризисный центр помощи семье и детям
г. Богданович
- вечером 26 декабря – в Богадельню (приют для одиноких стариков и инвалидов)
- днем 27 декабря - в Детский реабилитационный Центр Фонда «Город без наркотиков»
- вечером 27 декабря – в Богадельню.
Акция «Подари радость на Рождество!» удалась. И не только материальный ее результат, что тоже немаловажно. Удалось напомнить людям благополучным о людях обездоленных и пробудить сострадание. Удалось подарить многим и многим опыт деятельного милосердия (может быть, первый в жизни – и, дай Бог, не последний). Удалось получить бесценный опыт взаимодействия и взаимовыручки. Удалось превратить шопинг в доброе дело. Удалось победить статистику. Удалось преодолеть кризис милосердия. Удалось подарить радость на Рождество [57], (прил.1). В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии наиболее распространены были такие формы благотворительности как детские приюты, и сиротско - воспитательные дома, комитеты по призрению нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, ночлежные дома и др. Проводились выдачи денежных пособий нуждающимся, в том числе погорельцам.
Святые отцы говорят, что у молитвы есть два крыла. Одно крыло - пост, а другое - милостыня. Поэтому к физическим и духовным упражнениям необходимо прибавить и упражнения благотворительные, то есть упражнения души в делах милосердия. Причем, это касается не только милостыни как некоторого материального пожертвования на нужды несчастных. Игумен Никон (Воробьев) писал: «Гораздо дороже милостыня духовная, она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их» [11,29]. Мы, действительно, чаще воспринимаем милосердие сугубо практично и материально: помочь если не деньгами, то одеждой, продуктами питания.
А ведь милостыня может быть разной: личное время, потраченное не на себя, а на другого человека, доброе слово, участие в каком-то полезном деле, которых в любом приходе предостаточно. Нужно только спросить себя «кто мой ближний? Кому нужна моя помощь?»
Это может быть помощь одиноким старикам, которые не выходят из дома и не могут самостоятельно вести быт, приготовить обед, вымыть пол или перестелить постель. Нужно просто найти некоторое время на неделе и подарить заботу и внимание человеку, который так в этом нуждается. Это может быть помощь инвалиду-колясочнику, который не имеет возможности самостоятельно добраться до храма - добрый самарянин, выделив полчаса до службы и полчаса после службы, мог бы заехать за таким человеком на своем «ослике»-машине и довезти его до храма. Это может быть доброта по отношению к детям-сиротам, с которыми нужно гулять, играть, общаться. В детских больницах постоянно находятся отказные детки, которым необходим уход и внимание. Это может быть материальная и профессиональная помощь бездомным и пациентам патронажной службы. Не всегда у медперсонала или социального работника хватает времени, чтобы поговорить с человеком, выслушать, утешить его. Но беда в том, что активных людей гораздо меньше, чем людей, нуждающихся в помощи.
Подводя итог можно утверждать, что на Урале благотворительность получила широкое распространение с периода проведения реформ Александра II. Особенное внимание ей уделялось в городах Екатеринбургского уезда. Анализ имеющейся литературы показывает, что в последней трети XIX, начале XX веков благотворительность приобрела значительный масштаб во многом благодаря тесному взаимодействию органов городского самоуправления, общественных организаций и Православной церкви. В целом можно сказать, что все формы благотворительности легко укладывались в особенности мировоззрения преимущественно православных людей того времени.
Полезные статьи: