Предприниматели в системе политической власти Армении переходного периода
Актуальность и значимость темы данной исследовательской работы определятся необходимостью осмысления места и роли предпринимателей в политической системе власти в обществах переходного периода как важнейшего элемента, активно участвующего в процессах коммуникации с базовыми подсистемами: государством и обществом.
Капитализм в Армении вызывает немало вопросов относительно своего происхождения, механизмов связей государства с бизнесом и функционирования. Начиная с 1992 года, в Армении развился своеобразный, очень противоречивый и во многом неустойчивый политико-экономический гибрид. Данное обстоятельство, а именно – очевидное даже для стороннего наблюдателя стремление укрепляющего свои позиции предпринимательского слоя к политическому представительству собственных интересов, а бизнес-элиты выступать в качестве политической элиты стимулировало появление утверждений о том, что многие политические институты «все сильнее начинают подаваться олигархической экспансии», а рвущиеся к власти бизнес-структуры «…стали инструментом выражения корпоративных, а не общественных интересов…». Оценить силу влияния предпринимателей на политическую жизнь современного армянского общества представляется достаточно сложным. Чтобы выявить роль и место предпринимателей в политической системе власти, их властный потенциал, а также те факторы, которые влияют или ограничивают этот потенциал, необходимо понять из чего складывается политический ресурс предпринимателей и главное какую цель преследуют представители этого сообщества, когда принимают решение взять на себя роль ключевого игрока на современном политическом поле. Крупные предприниматели в лице своих корпораций в странах переживающих системную трансформацию, благодаря своим ресурсам, превратились в наиболее активно действующих субъектов политической жизни. Они начали приобретать определенную политическую роль, которая выражается в прямом влиянии на политику. Аполитичный бизнес немыслим в обществах переходного периода, где еще не завершился процесс новой институционализации общества и не существует строгого разделения социальных ролей. Как отмечает казахстанский социолог Е.Ж. Есенгараев, отсутствие адекватной ценностной – нормативной основы, узость когнитивной базы негативно влияет на ролевую репрезентацию институтов. Ролевое поведение в социокультурном контексте Армении переходного периода не опирается на органичную ролевую идентичность и неизбежно сказывается на качестве ролевых действий. Влияние бизнеса на политику связано не только с возможностями и ресурсами самих олигархов, но и с состоянием государственной машины. Чем слабее государство, тем активнее бизнесмены. И наоборот, чем сильнее политическая власть, тем более скромную политическую роль играют предприниматели, сосредотачиваясь на экономических проблемах. Политические амбиции предпринимателей – это своеобразный барометр состояния государства. В ходе исследования на стадии сбора эмпирического материала в 2006−2007 годах были использованы анкетирование и метод интервью. С помощью анкетного опроса мы хотели определить общественное мнение о предпринимателях, какой социальный статус они занимают в социальной структуре общества, соответствуют ли они представлениям общества о месте и роли предпринимателей и, самое главное, какую общественную роль они играют. С помощью второго метода выявлены мотивы и система ценностных ориентаций предпринимателей, определены некоторые проблемы взаимоотношения бизнеса и власти. Интервьюирование было проведено с представителями крупных и достаточно успешных предприятий Армении. Учитывая однородность генеральной совокупности (все предприниматели) объем выборки составил 50 представителей бизнеса. Сбор информации осуществлялся методом личного интервью на условиях анонимности. Поиск респондентов происходил методом «снежного кома». Метод «снежного кома» эффективен, так как предприниматели являются представителями так называемой труднодостижимой группы (владельцы бизнеса и топ-менеджеры) и предполагает поиск первых респондентов по личным контактам, после чего каждый опрошенный рекомендовал интервьюера своим знакомым предпринимателям и партнерам по бизнесу. Большинство крупных предпринимателей в той или иной мере ангажированы в политическую деятельность, мелкие же поглощены повседневными делами своей фирмы и предпочитают воздерживаться от прямого участия в политической деятельности. В настоящее время, в своем отношении к политике, слой предпринимателей разделен на три группы: избегающих политической деятельности, ориентированных на политический лоббизм, прямо включенных в политическую сферу В целом, процесс политической институционализации предпринимательства не завершен, и это позволяет констатировать два процесса, протекающих в предпринимательской среде Армении: стремление к самостоятельному политическому объединению нового класса и тягу к государственной власти. В переходный период в Армении бизнес является признанным участником не только экономических, но и политических процессов, оказывая сильное влияние на политическую жизнь страны. В этих условиях отношения власти и бизнеса приобретают принципиальный характер для осуществляемых политических и социально-экономических преобразований. Определяющая роль в этих преобразованиях принадлежит социальным, политическим и экономическим институтам, задающим и регулирующим эти отношения. Сложившиеся к настоящему времени институты и инструменты регулирования взаимодействия между властью и бизнесом недостаточно приспособлены к новым реалиям политической и экономической жизни. Медленные темпы институциональных преобразований в данной среде затрудняют становление четких правил и норм взаимодействия власти и бизнеса. Между тем, динамика общественной жизни Армении настоятельно требует установления между властью, обществом и бизнесом более прозрачных, легитимных форм их взаимоотношений.
Полезные статьи: