Девиантное поведение детей и подростков из неблагополучных семей как предмет исследования. Диагностика девиантного поведения среди детей и подростков из неблагополучных семей
– Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
– Агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
– Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
При интерпретации полученных ответов на опросник Айзенка были сделаны следующие выводы: у детей и подростков наиболее часто встречаемыми отклонениями в поведении являются агрессия, личностная тревожность, менее выраженными ригидность и фрустрация. Кроме этого в группе исследуемых выявились дети и подростки, у которых вообще отсутствуют какие-либо отклонения в поведении. Но у этих детей и подростков есть определенные проблемы, возникающие при взаимодействии с учащимися, склонными к девиантному поведению. Сделанные выводы и результаты по итогам проведенной диагностики позволяют разделить респондентов на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную вошли дети и подростки с какими-либо отклонениями в поведении. В контрольную дети и подростки, у которых отсутствуют какие-либо проблемы в поведенческом плане. Профилактическая и коррекционная работа проводилась в обеих группах, но основной акцент делался на экспериментальную группу.
Следующим этапом было реализация «методики изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения» (см. приложение 1). Данная методика направлена на изучение социального развития подростка, семейного и личностного развития. По итогам проведенной методики были выявлены следующие факты: есть дети из неполных и неблагополучных семей в социальном плане; есть дети, имеющие определенные проблемы в учебной и внеучебной деятельности; есть дети, у которых родители склонны к вредным привычкам, чаще алкоголизм; чрезмерная занятость родителей на производстве, также является одной из причин отклоняющегося поведения детей и подростков. Кроме было выявлено еще много различных недостатков и пробелов в семейном воспитании, обусловленных различными жизненными причинами и обстоятельствами.
3. Помимо диагностики самих детей логично провести диагностику родителей этих детей. При анкетировании можно воспользоваться Опросником Т.М. Ахенбаха «Анкета для родителей детей 4–18 лет» (см. приложение №4). Данная методика полезна тем, что ответы дают не сами подростки, а родители своих детей-подростков описывают их поведение, видя их как бы «со стороны».
В диагностике принимали участие школьники 7-ых классов средней школы №82 г. Ульяновска. На вопросы анкет отвечали не только дети, но и (по возможности) их родители, для более адекватных результатов. Результаты анкет позволили сделать следующие выводы: наиболее распространенными в последнее время считаются такие виды девиаций, как педагогические (педагогическая запущенность) и социальные отклонения. Причинами педагогической запущенности исходя из проведенного опроса являются: неблагополучие семьи («плохие отношения в семье»), неправильная установка на престижность образования («деньги можно заработать и другим путем»), отсутствие контроля со стороны родителей («занятость родителей на работе», «налаживание личной жизни» одним из родителей и др.), отсутствие мотивации учения, необходимость зарабатывания на жизнь («плохое материальное положение семьи»), склонность детей к бродяжничеству. А социальных отклонений – трудности подросткового возраста, неопределенность социального положения в обществе, нестабильность в стране, низкий общественный статус и т.д.
Полезные статьи: