Деятельность специалиста по социальной работе на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возрасти и инвалидов МУКЦСОН «Гармония»
Дополнительные услуги (см. прил.7), не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам на условиях полной оплаты в соответствии с установленными на территории Устюженского района тарифами на платные социальные услуги. С клиентом заключается договор на дополнительные услуги (см. прил.8).
Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счёт учреждения и направляются в размере 50% на дальнейшее развитие социального обслуживания и в размере 50% на стимулирование оплаты труда социальных работников учреждения.
В зависимости от количества услуг и затрат времени определяется степень нуждаемости клиента 1, 2, 3 по заявлению заведующего отделением (см. прил.9).
Степень нуждаемости определяется комиссией, в которую входят: заведующие отделениями, заместитель директора Центра, медицинский работник, психолог. Степень нуждаемости оформляется протоколом (см. прил. 10).
1 степень – социальный работник посещает клиента 1-2 раза в неделю и затрачивает на посещение 1-2 часа;
2 степень – социальный работник посещает клиента 2-3 раза в неделю и затрачивает на посещение от 2 до 3 часов;
3 степень сложности – социальный работник посещает клиента 4-5 раз в неделю и затрачивает на посещение 4 часа.
Отделение социального обслуживания на дому оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические услуги.
Изучив нуждаемость клиентов в различных видах услуг и на основе анализа отчётов социальных работников (см. прил. 11) можно сделать вывод, что все они в первую очередь нуждаются в социально-бытовых услугах, таких как:
· Покупка и доставка продуктов питания;
· Доставка воды;
· Доставка дров;
· Содействие в оплате коммунальных услуг;
· Содействие в уборке жилых помещений;
· Вынос мусора
Социально-медицинских, таких как:
· Вызов врача на дом;
· Наблюдение за состоянием здоровья;
· Содействие в обеспечении лекарственными средствами.
Социально-психологических, таких как:
· Беседа, общение, выслушивание.
Самое сложное в работе: уметь выслушать, понять, простить, помочь найти выход из трудной жизненной ситуации. Многие неприятные моменты в поведении клиентов связаны с возрастными изменениями, почти все они испытывают острое чувство одиночества. Специалисту приходится внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации в жизни клиента, правильно оценивать свое поведение и чувства.
Клиента нужно принимать таким, какой он есть, но при этом не предъявлять всем одинаковых требований, к каждому нужно найти свой подход. Очень важно в работе быть корректным, помнить, что цель действий определяет интересы клиента, по отношению к которому нужно проявить гибкость и готовность помочь избавиться от комплекса неполноценности, убедить, что человек может прибегнуть к социальной помощи, не опасаясь, что это уронит его престиж. Главное в работе специалиста – общение с человеком, каким бы он не был.
Социальный работник помогает пожилым людям не столь остро чувствовать свое одиночество. Ведь зачастую, кроме него, никто не заглядывает в дома пожилых людей.
В Устюженском районе 6400 пенсионеров и инвалидов, из них 3700 человек проживает на селе. Отделение обслуживает клиентов на территории 4 муниципальных образований: Моденском, Мерёжском, Мезженском, Перском, в которых проживает 585 пенсионеров и инвалидов. Только 90 из них состоят на обслуживании на дому. В основном это одинокие (38%) и одинокопроживающие пожилые люди, в возрасте от 65 до 93 лет.
Все клиенты отделения проживают на отдаленных от районного центра территориях (от 20 до 50км.), вдалеке от хороших дорог. Всё это затрудняет решение многих социальных вопросов: оформление различных документов, получение медицинских услуг, решение досуговой деятельности и т.д. Отсюда следует, максимальное приближение социальных услуг к пожилым людям остается основной задачей в работе отделения.
В связи с этим раз в квартал проводится выездной социальный день. Заведующим отделением составляется план работы на год (месяц) (см. прил.12), разрабатывается график выездов (см. прил. 13). График в течение года корректируется, в зависимости от погодных условий. В бригаду для выезда обычно входят: заведующий отделением социального обслуживания на дому, заведующий консультативным отделением, специалист отделения срочной помощи, специалист Управления социальной защиты населения. С Администрацией муниципальных образований выезд уточняется заранее, клиентов оповещают социальные работники.
Во время проведения социального дня решаются многие вопросы: оказывается консультативная помощь, проводится обследование материально-бытовых условий граждан с целью выявления их нужд, проводится проверка качества обслуживания клиентов, находящихся на обслуживании на дому.
Полезные статьи: