Организация и методы исследования
Для более глубокого изучения проблемы одиночества пожилых людей мы провели анкетирование (см. прил. 14).
Анкетирование – письменное обращение исследователя к определяемой группе людей, называемых респондентами, с вопросами, содержание которых предоставляет проблему на уровне эмпирических индикаторов, статистическую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпретацию [16, стр. 55].
Анкетирование по количеству опрашиваемых может быть сплошным и выборочным; по способу заполнения: прямым (ответы вписывает сам респондент), косвенным (ответы вписывает анкетер).
Способ общения респондента и анкетера может быть очным (заполняется в присутствии анкетера), заочным (наедине).
Процедура проведения может быть групповой и индивидуальной.
Способ распространения анкет может быть:
· Прессовым (на страницах газет);
· Почтовым (по почте);
· Раздаточным (раздаём сами).
Анкета состоит:
- Вводная часть – основное назначение побудить у респондента желание отвечать на вопросы анкеты, состоит из 8 составляющих:
1. название анкеты;
2. обращение к респонденту;
3. обозначение организации, которая проводит анкетирование;
4. цель опроса;
5. значимость респондента для достижения цели;
6. гарантия анонимности;
7. техника заполнения анкеты;
8. выражение благодарности.
- Основная часть – используются разные виды вопросов.
Закрытые (на них даны готовые варианты ответов), открытые (ответов не даётся), полузакрытые (имеются варианты ответов и графа другое, в которой респондент может высказать своё мнение).
- Паспортичка.
Чаще всего начинается фразой: Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе. Содержит только закрытые вопросы. Количество вопросов и содержание определяется тем, какая информация о респондентах нужна.
Мы проводим анкетирование клиентов отделения социального обслуживания на дому с целью изучения мнения клиентов о проблеме одиночества пожилых людей.
- Выборка.
В нашем анкетировании приняли участие 30 клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
5 – супружеских пар (одиноко проживающих)
10 – одиноких (не имеющих близких родственников)
15 – одиноко проживающих граждан.
Цель: изучение мнения клиентов отделения социального обслуживания на дому о проблеме одиночества.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме одиночества у пожилых людей;
2. Поведение анкетирования клиентов социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
3. Обработка и анализ результатов анкетирования;
4. Разработка рекомендаций для специалистов по социальной работе по решению проблемы одиночества у пожилых людей.
Гипотеза: Мы предполагаем, что проблема одиночества для пожилых людей является первостепенной и как следствие специалист по социальной работе может выступать инициатором по решению этой проблемы.
Исследования проводились в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУКЦСОН «Гармония» г. Устюжна. Сроки проведения: февраль – март 2008 года.
В исследовании приняли участие 30 клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
1. На подготовительном этапе было проведено инструктирование с социальными работниками, участвующими в сборе информации, разъяснены цели, задачи, технология проведения опроса, определены сроки.
2. Определение выборки. Был составлен список клиентов, состоявших на обслуживании в отделении в алфавитном порядке, отбирался каждый третий клиент отделения. В итоге осталось 30 человек.
3. Опрос выбранных клиентов отделения проводили социальные работники отделения.
Полезные статьи: