Социальная стратификация и гендер.
Важно отличать гендерные роли от гендерных стереотипов, т.к. гендерные стереотипы – это cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины, а не ожидаемый набор образцов поведения для мужчин и женщин.
Информационное давление, в свою очередь, также оказывает влияние на личность индивида, поскольку, расширяя свои знания о себе и мире, стремясь разобраться, какой позиции следует придерживаться в определенных социальных вопросах, люди в большей степени опираются не на собственный опыт, а на информацию, которую они получают от окружающих. В первую очередь это относится к гендерным ролям. Социальное окружение, в котором существуют мужчины и женщины, а также средства массовой информации, постоянно подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Идет процесс навязывания вывода, что эти различия «природны», «естественны», неизменны, что все так и есть на самом деле, и люди следуют этим предписаниям и ожиданиям. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, так и социальной информации.
Специалисты в области психологии развития используют термин «дифференциальная социализация», чтобы подчеркнуть, что усвоение гендерных ролей мальчиками и девочками происходит по различным сценариям.
Процесс дифференциальной социализации зачастую происходит задолго до рождения ребенка. От знания того, кто родится мальчик или девочка, во многом зависит поведение родителей и окружающих: как будет назван ребенок, какая ему одежда и игрушки необходимы. На каждом этапе воспитания ребенка, а далее на протяжении всей жизни происходит процесс закрепления «мужских» и «женских» норм поведения и стереотипов.
Необходимо отметить, что процесс восприятия, усвоения и воспроизведения существующей культурной данности в ходе гендерной социализации сначала происходит на уровне подражания. По мере осознания себя и осмысления окружающей действительности социальное поведение индивида может соответствовать ожидаемым социальным нормам, даже если это противоречит его внутреннему восприятию. Такой тип поведения, строящийся на подчинении традиционным гендерным ролям при определенном внутреннем сопротивлении им, социальные психологи называют уступчивым. Существует также тип поведения, когда человек полностью согласен с устоявшимися в обществе гендерными ролями и соответствующими нормами и стандартами. Такой тип поведения называется одобрением, или интериоризацией. Третий тип поведения – это идентификация, когда происходит простой процесс повторения ролей в силу желания быть похожими на мужчин, либо на женщин.
Существует достаточно большое количество факторов, которые оказывают влияние на гендерно–ролевую социализацию индивида. К специальным культурным приемам, содействующим закреплению «мужской» и «женской» идентичностей, относятся образование, общественное мнение, произведения литературы и искусства, реклама, средства массовой информации, телевидение и т.д. Весь этот арсенал средств направлен на воспроизводство традиционных представлений о ролях мужчин и женщин, и тем самым происходит поддержание и воспроизводство этих норм.
Полезные статьи: