Становление и развитие системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)
Особое место в истории воспитания детей-сирот занимает Московский и Петербургский воспитательные дома, созданные во второй половине 18 века. Организация быта и воспитания детей в этих учреждениях определялись одними и теми же правилами, разработанными И.И. Бецким при участии известного русского педагога А.А. Барсова. Перед воспитательными домами ставилась цель – создание «новой породы людей, детей-граждан, способных служить Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах» [13, стр. 7]. Большое значение предавалось нравственному воспитанию детей. Их приучали жить по следующим заповедям «не делай зла и не досаждай никому», «не лги», «поступай с другими, так как хочешь, чтобы поступали с тобой», «не будь никогда праздным». [13, стр. 7] Мальчики и девочки 11 лет занимались в школе по одному часу каждый день. Мальчики 11-14 лет обучались ремеслам, а девочки «стряпали, хлебы пекли, шили, в прочих домашних работах упражнялись». [13, стр. 7] Влиятельный придворный, автор школьной реформы И.И. Бецкой, считал, что только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях можно воспитать новых людей, что главным в воспитательном доме должен быть труд. Предпочтение отдавалось практической подготовке в области ремесел – это должно было помочь 14-15- летнему выпускнику воспитательного дома адаптироваться в обществе.
Заметный след в истории социальной работы оставил сиротский воспитательный дом в Гатчине. В нем работали выдающиеся педагоги П.С. Гурьев, Е.О. Гугель, К.Д. Ушинский и др. Они создали оригинальную систему того времени воспитания детей сирот 4-8 лет. В пансионатах, объединявших не более 6 девочек и мальчиков, воспитывалось 100 детей, здесь царила гуманная обстановка, соблюдалась чистота и порядок. С детьми проводились развивающие занятия, 6-8-летние ребята посещали элементарную школу. Дети росли здоровыми, усваивали нравственные нормы общества, получали образование. Самые способные воспитанники Гатчинского воспитательного дома принимались в Петербургский университет [13, cтр. 6-9].
Теперь более подробно остановимся на деятельности детских приютов. В России в 19 веке были созданы такие воспитательные учреждения как детские приюты. Считается, что первый немонастырский приют был открыт фабрикантом-горнозаводчиком А.Демидовым при доме презрения трудящихся. Он предназначался для дневного присмотра за детьми работниц его промышленных предприятий. Для руководства такими заведениями был создан Комитет главного попечительства детских приютов. Вскоре было разработано и «Положение о детских приютах» (1839), которое определяло содержание воспитания и порядок их деятельности. В частности, учреждались губернские, уездные и сельские попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Общий надзор и управление за детским приютом осуществляли попечитель, а также его помощники – директор, почетный старшина, смотрительница приюта и ее помощница (она же педагог-воспитатель).
Основная задача приютов состояла в том, чтобы предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Впоследствии в них разрешался ночлег, а затем и постоянное проживание для более обездоленных.
По своей подчиненности большинство детских приютов относится к Ведомству учреждений императрицы Марии. Однако существовали приюты, которые находились в ведении различных благотворительных обществ, частных лиц, ведомств.
В конце 19 века в детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии кроме грудных также принимались дети 3 лет, которые оставались там до 12-летнего возраста.
Создавались также приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16-17 лет. Здесь они готовились к самостоятельной жизни, получая начальное образование и обучаясь ремеслам и сельскохозяйственному труду.
В период с 1839 по 1899 г. Открывалось более двух приютов в год и к концу этого 60-летнего периода их насчитывалось в стране около 160. На полном содержании в приютах находилось примерно 6,5 тыс. человек, а с приходящими – более 13 тыс. Можно говорить об активном участии общественности в создании воспитательных учреждений для детей беднейших слоев населения.
Активную воспитательную и благотворительную деятельность осуществляло Петербургское общество попечения о бесприютных детях, содержащее приют более чем на 350 детей. Воспитательная работа здесь проводилась по возрастным группам: дети 1-4 лет находились на попечении нянечек; 4-7 лет – под руководством воспитателей учились шить и вязать, разучивали молитвы, стихи, буквы, игры. С 7 лет детей переводили в подготовительный класс, где учили грамоте, затем – по программе городского начального училища. И уже потом их переводили в приюты для старших.
Определенную известность приобрела Школа для общего образования и профессионального обучения детей, организованная братьями Прохоровыми при Трехгорной мануфактуре. По сути, это было первое в России профессиональное училище. В 1830 г. Оно объединяло около 1000 учащихся. Купцы братья Набилковы организовали приют-училище с подготовительной школой и пансионом. В разные годы здесь воспитывались от 50-200 человек.
Полезные статьи: