Деятельность детских социальных приютов в советское время
К приютам относили не только благотворительные заведения для сирот и беспризорников, но и ясли, детские сады, интернаты. «Приюты, которые имеют задачей временное призрение малолетних детей, называются яслями», - так определяла Канцелярия Ведомства учреждений императрицы Марии. При этом возраст, при котором детей принимали в ясли или детский сад, не указывался.
С 1910 г. сначала в центральной России, а потом и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в «поселковых приютах», которые стали появляться в «здоровой местности», обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика – огород сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике – мать семьи (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу [17, cтр. 59].
В период становления социальной работы как современного общественного явления в начале 20 в. на Беларуси выделяются ведущие организационные формы социальной работы с нуждающимися детьми. Особое значение среди них приобретают различные благотворительные общества и благотворительные заведения, формы частной благотворительности, городские и земские органы общественного самоуправления, съезды деятелей по общественному и частному призрению, «детская журналистика».
Передовая общественность выдвигала конкретные требования по снабжению бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. Объединение общественности вне зависимости от политических и иных взглядов и верований для совместных действий на почве благотворения – одна из характерных и примечательных черт того времени.
Несмотря на ряд недостатков, вызванных чаще объективными, чем субъективными причинами, практически при отсутствии реальной помощи со стороны государства в дореволюционный период сформировалось достаточно эффективная, на уровне передовых достижений того времени система социальной работы с детьми в заведениях приютского типа.
По проблеме создания и деятельности на Беларуси благотворительных общественных организаций и заведений социальной помощи нуждающимся детям, воспитательных домов, детских приютов, яслей и т.д. можно сделать следующие краткие выводы:
1. система социальной помощи нуждающимся детям берет начало в славянской духовности и менталитете белорусов, особенностях их жизни и быта, усиленных и оформленных религиозных заповедях христианства.
2. в истории складывания системы благотворительной помощи обездоленным детям весьма значительна роль многочисленных религиозных конфессиональных организаций, в первую очередь православных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатских белорусских родов, с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержание приютов, других учреждений для детей-сирот и детей из бедных семей.
3. Решающие значение в организации помощи нуждающимся, складывании системы социальной работы с детьми во второй половине 19 – начале 20 века имели благотворительные общества, которые оказывали помощь детям, создавали и содержали воспитательные дома, детские приюты, «ясли», колонии и т.д.
Полезные статьи: