Возникновение и предпосылки психологического течения в социологии
В последние десятилетия развитие социологического психологизма определяется усилением его философских, психологических и антропологических компонентов, оперативной адаптацией пограничных идей и концепций, активным использованием феноменологической и этнометодологической социологии, структурного функционализма, экзистенциального психоанализа, экзистенциального анализа, эгопсихологии, трансакционного анализа, медицинской антропологии, психосоматики, психоистории и др.
Сопряженные процессы освоения новых проблемных полей, концептуально-методологические новации, расширение категориально-понятийного аппарата при относительной стабилизации его на основе психоаналитических ориентаций и соответствующего им глоссария позволяют полагать, что в настоящее время идет процесс формирования социологического неопсихологизма (Эриксон, Л. де Моз, Ф. Александер, Ш. Селесник и др.). В ходе формирования социологического неопсихологизма все более определенно проявляется интегральная функция социологического психологизма, позволяющая интерпретировать его как интегральную отрасль знания и социальной мысли.
Осознание необходимости обращения к психологическому материалу появилось в истории социальной мысли на ранних этапах её развития. Однако в контексте таких научных дисциплин, как этнография, история, право и, наконец, социология, она отчетливо проявилась на зрелом этапе их развития - к концу XIX века, когда ученые обратились к объяснению закономерностей социально-исторического развития. На психологические аспекты человеческой деятельности первыми обратили внимание философы в ходе разработки начал теории познания. Необходимость привлечения психологического материала стала осознаваться философами и другими обществоведами задолго до того, как психологизм в виде особой тенденции приобрел в социальных науках всеобъемлющий характер. Впервые в истории философской мысли взгляд на психологические явления как часть общего процесса развития высказал Аристотель в своем учении о душе. В выделенных им трех типах души - растительном, животном и разумном - был намечен социологический аспект в изучении явлений сознания, субъектом которого является человек как zoon politicon (общественное животное). Эта традиция получила свое дальнейшее развитие в европейской философской мысли.
В России задолго до появления социологии как самостоятельной науки философ А.И. Галич пытался совместить философскую и естественно-научную трактовки духовной жизни. Изложению своей психологической системы он предпосылал описание тела и его функций. Другой русский философ И.И. Давыдов, определяя ценность философии, подчеркивал, что именно в сфере философского знания формируется психология и логика Крупный русский философ и психолог М.М. Троицкий, один из создателей Московского Психологического Общества и основатель журнала "Вопросы философии и психологии", подчеркивал важное значение психологии как основы логики, этики, эстетики, философии права и других наук. Троицкий пытался построить социальные науки на принципах изучения коллективной психической жизни. Н.Я. Грот, считавший психологию истинной основой социальных наук, выдвинул положение о фундаментальном значении психологии для социологии. По его мнению обществу свойственны те же качества, что и любому психическому индивиду, следовательно, никакой разницы между психологией и социологией не существует. Социология, с его точки зрения, должна лишь обобщать психологические проявления личности. Психология чувств, ощущений и воли - вот истинная основа социологии по Гроту. В 40-е годы XIX столетия русский историк и правовед К.Д. Кавелин обратился к обоснованию принципов построения психологической науки на основе изучения психических свойств народов и одним из первых сформулировал принципы этнической психологии. (Важнейшие положения психологической теории этого ученого будут рассмотрены далее как имеющие важное значение для развития тенденции психологизма в социологии)
Полезные статьи: