Психологическая социология конца XIX - начала XX в.
При всех различиях психологических направлений в западной социологии классического периода им, тем не менее, присущи и некоторые общие черты. И главное сходство состояло в том, что все они основывались на позициях психологического редукционизма, т.е. считали возможным сведение социальных явлений к действию тех или иных психических факторов.
В развитии тенденции психологизма в социологии много сделала ранняя американская социология. Лестер Уорд, одним из первых использовавший идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как ее высшего этапа, пытался наполнить ее человеческим содержанием, т.е. представить процесс эволюции как "направленное развитие", в котором более важную роль играют психические (сознательные), а не чисто биологические факторы.
Другой американский социолог, современник Уорда, Франклин Гиддингс создавал задуманную им всеохватывающую социологическую систему на психологических основаниях. Именно психическое начало он рассматривал в качестве исходного момента в развитии социального организма. "Общество в первоначальном смысле слова, - отмечал Гиддингс, - означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию, а все . социальные факты по природе своей - психические", в силу чего общество есть "психическое явление, обусловленное физическим процессом". Придерживаясь идеи психического эволюционизма, он считал, что в общественном развитии действуют две силы: сознательная и бессознательная. Поэтому главными факторами эволюции в его теории выступают, с одной стороны, объективно-природный, а с другой - субъективно-психологический.
Во второй половине 19 в. по мере изменения философской ориентации наблюдается ослабление рационалистических тенденций и в трактовке человеческого бытия. Формируется новая методологическая установка, согласно которой общественные явления осмысливаются в терминах неосознанных стремлений, инстинктов, импульсов. В социологии это получило развитие в теории инстинктивизма. Крупнейший представитель этого направления Уильям Мак-Дугалл, который считал социологию базисом всех социальных наук, основное место в своем учении отводил социально-психологической теории личности, в связи с чем он обратился к классификации социальных инстинктов, импульсов, эмоций. Поскольку инстинкты, как он считал, являются главной движущей силой поведения человека, то теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать психология инстинкта.
Большое влияние на формирование и развитие психологических исследований в применении к социологии оказали французские социологи Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Излишне психологизируя социологию, Тард обратил особое внимание на межиндивидуальное взаимодействие людей в поиске научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики. Ядро его социологической теории составляли (законы подражания), т.е. он объяснял побуждения индивидов, а затем и весь процесс жизнедеятельности любого человеческого сообщества через стремление людей к подражанию. Лебон свои психологические исследования посвятил изучению поведения целых народов, больших масс людей. Проблемы толпы и расы занимали центральное место в его творчестве. Европейское общество, утверждал он на основании проделанного анализа, вступает в новый период своего развития - в "эру толпы", для которой характерно подавление воплощенного в личности разумного критического начала массовым иррациональным сознанием.
Полезные статьи: