Старение как социальная проблема
Одна из основополагающих проблем геронтологии состоит в следующем, каким же следует считать процесс старения - нормальным, физиологическим или болезненным, патологическим?
Существующая в современной геронтологии проблема физиологического и патологического старения состоит не столько в выявлении специфических признаков этих процессов, сколько в определении этапов их развития, динамки течения.
Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим возможностям данной человеческой популяции.
Замедленное старение отличается более медленным, чем у всей популяции, темпом возрастных изменений.
Преждевременное старение характеризуется ранним развитием возрастных изменений или более ярким их проявлением в тот или иной возрастной период.
Мировая наука начала проявлять растущий интерес к проблеме старения человека и его жизни в пожилом и старческом возрасте лишь в последней трети 20 века. Психологи весьма успешно исследуют лишь периоды детства и юношества. При изучении взрослого человека акцент делается на его профессиональном развитии. Время же поздней взрослости
исследовано крайне слабо. Важным фактором становления геронтопсихологии явилось значительное увеличение здоровья стареющих людей в высокоразвитых странах. Перед глазами исследователей предстала огромная группа людей в возрасте от 60 до 100 и более лет. Этот заключительный этап онтогенеза в последнее десятилетие стали называть периодом поздней взрослости. Было предложено выделить в этой группе четыре подгруппы. В них входили люди:
1) от 60 до 69 лет;
2) от 70 до 79 лет;
3) от 80 до 89 лет;
4) от 90 лет и старше.
Зарубежные исследования общественных шаблонов и стереотипов старения свидетельствуют, что в обществе значительное распространение получили представления о людях в их поздние годы как о беспомощных, болезненных существах, неспособных самостоятельно принимать решения, успешно выполнять общественные функции, приносить пользу обществу. На складывающийся в том или ином обществе "имидж" представителей поздней взрослости сильное влияние оказывают господствующие общественные отношения. Так, в высокоразвитых индустриальных странах, где господствуют отношения конкуренции, ставка делается на "молодежные" качества, такие как быстрота, проворство, честолюбие, стремление к победе любой ценой и т.д. Негативный "имидж" старости у многих представителей поздней взрослости вызвал бурный протест.
В отечественной науке проблемам геронтопсихологии уже в 60 - 70-е гг. были посвящены работы Б.Г. Ананьева, М.Д. Александровой, Е.Ф. Рыбалко и др. Анализ психологических работ, а также информации, содержащейся в газетах, передачах по радио и телевидению, позволил раскрыть значительный разброс мнений относительно личности и социальной значимости людей пенсионного возраста, увидеть попытки манипулировать этим мнением в политической борьбе. Психологические исследования выделяют такие особенности стариков, как мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Вместе с тем отмечаются такие негативные характеристики, как ворчливость, консерватизм, критическое отношение к молодым людям, плохое здоровье.
Те или иные социальные стереотипы, проявляющиеся в невербальных и вербальных формах поведения, оказывают значительное влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теряют самое главное - веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины; у них падает мотивация и снижается социальная активность.
Г. Крайг, ссылаясь на многочисленные исследования, пишет о том, что в любом возрасте мнения о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности субъекта. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроль над своей жизнью. И под влиянием исподволь проникших в их сознание мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни. Такой циклический процесс иногда называют выученной беспомощностью. В данном случае он проявляется в том, что некоторые старые люди перестают развиваться как субъекты своей жизни и даже регрессируют в этом качестве.
Между тем качество отношения к себе играет важную роль в успешности и благополучии человека во все периоды его жизни, особенно в поздние годы. Отрицательная модальность субъективного отношения к себе является важным фактором не только психического, но и физического старения человека. В этом контексте, как пишет Н.Ф. Шахматов, Признание себя старым есть важнейший психический фактор старения. Социально-психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей тесно связаны с другими, неблагоприятными для их полноценного функционирования, обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно значимых социальных функций. В результате человек лишается своего профессионального будущего, наполненного замыслами, проблемами, планами. Он также оказывается исключенным из системы межличностных, коллегиальных связей, в которую входят представители разных поколений. При этом исчезает из источников информации о многочисленных событиях профессиональной, гражданской и политической жизни. Лишаясь значимых статусов и ролей, ветеран уходит из сферы действия регламентирующих его жизнь требований, задач, предписаний, ожиданий. В результате стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуацию неопределенности. Именно снятие неопределенности становится главной жизненной задачей стареющего человека. Ее устранение требует от личности мобилизации, совершенствования, дальнейшего развития субъективных способностей. Это проявляется в выборе, в соответствии со своими возможностями и желаниями, новых ролей и принятии ответственности за их исполнение, в поддержании и расширении межличностных отношений, в выработке нового образца жизни. Таким образом, снятие неопределенности представляет процесс установления смыслов и значений жизненных ситуаций. Человеку в этом возрасте предстоит стать суеверным источником собственных самооценок, т.е. личностью, способной противостоять социальным ярлыкам.
Полезные статьи: