Выводы
Во-первых, в научном, теоретическом плане военная проблематика анализируется с различных точек зрения, однако сохраняет свою силу марксистское положение о справедливых и несправедливых войнах, а также национально-освободительных войнах.
Например, в наше время могут вестись справедливые войны народов и государств за сохранение контроля над богатствами, сырьевыми ресурсами и территориями своей страны, против мафиозных, коррумпированных, преступных и антинародных режимов. Эти войны не могут быть поняты без анализа их социальной природы, выявления социально-политических и духовно-нравственных факторов.
Во-вторых, всеобщая мировая война, обессиливающая участвующие в ней государства, разрушающая, а иногда и уничтожающая их в итоге способствует достижению конечных целей одной страны - США. Последние, например, не собираются отказываться от своего положения единственной сверхдержавы и геополитического влияния, напротив, они наращивают свою военную мощь. Так, президент США Дж.Буш объявил 23 января 2002 г. о необходимости выделить на борьбу с терроризмом дополнительно 50 млрд. долларов, из них Пентагону - 48 млрд. В этом случае совокупный бюджет военного ведомства США составит 380 млрд. Если предложение Буша будет одобрено Палатой представителей и Сенатом, нынешние военные расходы США станут крупнейшими за последние 20 лет."[11]
В-третьих, отсутствие глубокого анализа современных мировых процессов обрекает государства и их лидеров на неверные действия в геополитике, на принятие ошибочных решений и действий на уровне государств. Например, в федеральном Законе Российской Федерации «Об обороне» (ст. 18) состояние войны (военное время) « .объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации; с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения».[12]
К сожалению, закон не отражает всей картины мировых процессов, не определяет облика возможной войны будущего. В результате огромный интеллектуальный потенциал военных ученых, военных практиков и управленцев оказывается невостребованным в полной мере. Военно-промышленный комплекс не может вести разработку вооружений, когда нет облика возможной войны будущего. Ведь понятно, что инженерам, конструкторам, производственникам весьма важно понять, что нужно для будущей войны, для какой цели, для каких форм боевых действий требуются вооружения, каким образом они будут вписаны в общую систему обороны страны. Как следствие, государственный оборонный заказ формируется неизвестно по какому принципу.
В-четвертых, в нынешних условиях наиболее характерной чертой военного конфликта является то, что усиливается стремление противника в военном противоборстве, особенно в локальных войнах, к завершению военных действий в ходе одной кампании. Значит, предполагаемый перевод вооруженных сил с мирного на военное положение должен подготавливаться еще в мирное время и в основном завершаться до начала стратегического развертывания войск. В этих условиях военно-промышленный потенциал государства не должен распыляться, перестраиваться на несовместимые с его военным предназначением виды гражданской производственной деятельности, разбазаривать свои квалифицированные кадры и отрываться от сырьевых баз и смежников. Напротив, военно-промышленный комплекс надлежит концентрировать исключительно в руках государства как основного собственника и обеспечивать его всем необходимым в приоритетном порядке.
Полезные статьи: