Формирование образа бездомного
В последнее время как говорилось выше тема бездомности и образ бездомного активно эксплуатируется в русскоязычных СМИ и Интернете. Анализ отечественных публикаций показал, что тема бездомности, беспризорность и малоимущести и образ бездомного используются не только для информирования читателей (зрителей, слушателей) о проблеме, ситуации, событии, однако также является «оружием» для манипулирования массовым сознанием. При этом язык, которым средства массовой информации говорят о бездомных, подпадает под определение "языка вражды" (Hate speech).
Типичные способы манипулирования
1. Опасные, угрожающие и «громкие» заголовки, например "Журналиста убил бомж. По ошибке", причем в статье фактически доказывается, что бомж убийцей не был, несмотря на это заголовок статьи говорит об обратном.
2. Миксты: в описании негативного явления представители различных социальных групп "смешиваются", но пропорция либо не указывается, либо указывается неточно. Результатом такого смешивания становится понятно опасность, исходящая от той или иной социальной группы, от того или иного явления, воспринимается более значительно нежели она есть на самом деле.
3. Подмена понятий "профилактика бездомности" и "ресоциализация бездомных" понятием "борьба с .". Например, борьба с бомжами, борьба с попрошайками, борьба с неблагополучными семьями.
4. Свое видение журналист зачастую выдает за "общеизвестные факты", а возможно и частые, но частные случаи - за характерные черты, присущие всем представителям конкретной или абстрактной социальной группы.
5. Обобщение, создание коллективного портрета бездомного. Таким образом в СМИ грешат не только журналисты. Интервьюируемые чиновники, преследуя свои карьерные и экономические цели, тоже любят создать "изюминку". Кроме того не последнее слово имеет и главред.
6. Противопоставление нормальным, социоустроенным гражданам, а также другим группам слой социально-незащещенный или социально-опасный. Такой метод используется не только в отношении бездомных, но и в отношении других слоев общества.
7. Фокусирование внимания аудитории на негативных примерах негативных проявлений со стороны бездомных. Например, говоря о преступлениях, из сотен дают 2-3 примера в качестве иллюстраций. Если среди сотен преступников будет хотя один бомж, то он обязательно будет упомянут, причем с указанием его социального статуса.
8. Определение статуса человека по его внешнему виду и действиям. Стереотип сложился настолько сильный что говоря о мусорных баках мы всегда представляем бездомных, которые там роются Человек, роющийся в мусорных кучах, вовсе не обязательно бездомный.
9. Изложение фактов без указания причин, что зачастую приводит к негативным последствиям, поскольку стереотип бездомных сильнее нашего здравого смысла, и мы часто представляем себе что это самый опасный слой общества.
Какие же цели преследуют те, кто разрабатывает такие приемы манипулирования? Отрицательный образ бездомных в средствах массовой информации формируется и используется в следующих целях:
1. Политических: В предвыборной программе политики акцентируют внимание на стараниях обезопасить своих избирателей от этих злых и опасных бомжей.
2. Экономических. Образ "голодных бомжей" используется в материале, побуждающем читателей кастрировать своих собак. Ибо некастрированный пес убежит на улицу, где его "съедят голодные бомжи".
3. Самооправдание. Сотрудники милиции, оправдывая свою жестокость в отношении бездомных, создают образ "бомжа-монстра".
4. Сочетанных. Например, для обоснования необходимости усиления роли и увеличения финансирования органов МВД, которые борются с "бродягами".
Иногда бездомность воспринимается работниками масс-медиа как профессиональная деятельность ("профессиональные бомжи") или элемент структуры преступности, "низший уровень в преступном мире".
Нередко встречаются случаи распространения в масс-медиа данных и сведений о личной жизни бездомных, их медицинских диагнозах и пр. однако кроме голословных заявлений как правило больше нечем это доказать Это относится не только к текстовой информации, но и к изображениям бездомных (фотографии, телесюжеты).
Таким образом манипуляция сознанием населения в такой области как социальная необеспеченность слоев населения скорее вопрос не только профессиональной этики или квалификации - это неуважение к Конституции, согласно которой "каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" а распространение причем неправдоподобной и зачастую незаконной информации о частной жизни лица без его согласия недопустимо. [9]
Полезные статьи: