Подходы к личности клиента в социальной работе
Разработанный Х. Перлман Биопсихосоциальный подход позволил С. Бриару и Г. Миллеру сформулировать ролевую концепцию подхода к клиенту. С. Бриар и Г Миллер определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам: социальному агентству; нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп; самооценки клиента; социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство.
Опираясь на классификацию Энтуниони, Бриар и Миллер выделяют следующие роли агентства на основании ориентации клиента:
«Нравственная ориентация» – клиент желает получить то, что может дать агентство, он разделяет ценности специалиста и охотно сотрудничает с ним;
«Расчётная ориентация» – клиент охотно сотрудничает с агентством, но не разделяет ценностей специалиста;
«Отчуждающая ориентация» – клиент не разделяет ценностей агентства, оказывает сопротивление, идёт на соглашение при применении санкций.
С. Бриар и Г. Миллер считают, что определение своей роли специалистом по социальной работе подразумевает ответную реакцию со стороны клиента, тем самым их типология зависит от установок последнего и на помощь и поддержку. Специалист по социальной работе, определяющий свою главную роль как роль помощника в самосознании клиентом проблемы, будет «играть» иную роль, чем работник, главной целью которого является обеспечение конкретных услуг.
Важнейшим фактором при формировании ролевых установок, по мнению Бриар и Миллера, являются добровольное или недобровольное принятие индивидуумом клиента, а так же административные, индивидуальные или групповые санкции.
Таким образом, Бриар и Г. Миллер считают что ценности и нормы специалиста и агентства заложены в определение и структуру роли клиента, они являют на ожидание индивида, его установки, мотивацию к изменению [38;с.314].
Традиционный подход на цели социальной работы, а также на восприятие человека и иго проблем. В практике социальной работы человек рассматривается в аспектах идентичности - различия; похож на всех других людей; похож на многих других; не похож ни на кого другого; безразличен ко всем другим.
Люди, обратившиеся за помощью по вопросам личной жизни, различных типов взаимоотношений считаются клиентами социальной работы, так как пользуются услугами социальных учреждений.
4) Системный подход - это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия.
А. Пинкус и А. Минахан распространяют системный подход и на клиента, имеющие особые нужды, рассматривая его систему, идущую на контакт; или как систему, оказывающую сопротивление. В первом случае, пользуясь их терминологией, речь идёт о «системе клиентуры», во втором о «системе мишеней (или целей)» [28, с. 109].
Система клиентуры – это клиенты, которые обратились к специалисту по социальной работе с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства.
Система мишеней (или целей) – это субъекты, на которых направлено целенаправленное воздействие. Система мишеней имеет более сложную структуру организации, и она связана не только с субъектами, изменений которых желают они сами, их родственники и близкие люди. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп.
«Система мишеней (целей) » и «система клиентов» составляют диалектическое единство, где она система просит изменения на основе добровольного контракта, а другой требуется изменение на основании потребностей референтных групп. «Система мишеней (целей)» может стать «системой клиента» в том случае, если она будет стремиться реализовать свои потребности в изменении, обратившись за помощью и поддержкой.
Полезные статьи: