Введение
Разработка анкеты и проведение анкетирования — сложный процесс, который предполагает ряд этапов.
1. Формулировка гипотезы. Она осуществляется на языке социологии и отражает положение, которое, как предполагается, имеет место в исследуемой области. На данном этапе необходимо также определить, какие выводы могут быть сделаны, если первоначальная гипотеза не подтвердится.
2. Верстка анкеты. На этом этапе гипотеза «переводится» в ряд вопросов, которые затем располагаются в определенном порядке. Важно, чтобы вопросы были ясными и корректными, а также были сформулированы на обыденном (не научном) языке, понятном для респондента. Кроме того, особое внимание уделяется расположению вопросов, которое подвергается тщательному анализу с точки зрения возможного искажающего влияния на ответы (например, при резкой смене темы респондент может не успеть «перестроиться», что скажется на точности предоставляемой им информации).
Поскольку в настоящее время при обработке результатов опроса используется компьютерная техника, в процессе верстки анкеты необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они могли быть легко формализованы.
3. Пилотажное исследование. На этом этапе анкета проверяется на относительно небольшом числе респондентов. Целью этой проверки является выявление непредусмотренных осложнений (например, неожиданных ответов, открывающих новые стороны исследуемого вопроса, или просто неясных мест). После пилотажного исследования анкета обычно дорабатывается, после чего можно приступать к анкетированию.
4. Проведение анкетирования.
5. Обработка результатов и подготовка отчета. В настоящее время обработка результатов проводится при помощи компьютеров, что существенно ускоряет подготовку отчета. Отчет — это связное изложение результатов исследования, которое включает введение (формулировка гипотез, целей, задач, методов), основную часть (описание полученных результатов и их связь с гипотезами) и заключение (краткие выводы, которые можно сделать на основании полученных данных).
Метод опроса имеет достоинства:
1. Опрос — это экономичный и оперативный метод сбора информации.
2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п.
К недостаткам метода опроса следует отнести:
1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.
2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.
Цель данной работы – подготовить анкету для опроса.
Заказчик исследования – политическая партия «Единая Россия».
Тема исследования – политические предпочтения сотрудников бюджетных организаций.
Обоснование проблемы исследования - сотрудники бюджетных организаций наиболее чувствительны к проводимой политике, так как это отражается, в первую очередь, на их заработной плате. Последние выборы показали большое количество разных партий, которые выдвигали своих кандидатов на место президента. Мнения сотрудников бюджетных организаций помогут обозначить круг лиц, которым отдается предпочтение, а для заказчика показать направление рекламы или мероприятий, которые необходимы для сбора максимального количества сторонников среди сотрудников бюджетных организаций.
Объект исследования - мужчины и женщины в возрасте от 18 до 65 лет, работающие в бюджетных организациях.
Предмет исследования - политические предпочтения сотрудников бюджетных организаций.
Цель исследования - выявить основные политические предпочтения сотрудников бюджетной сферы.
Основные понятия, которые требуют логического анализа –
1. политические предпочтения – это конкретные политические партии или представители, которые вызывают у респондентов доверие и положительные эмоции;
2. сотрудники бюджетной сферы – работники, получающие заработную плату (оклад) согласно тарифам, установленным государством.
Гипотеза исследования: сотрудники бюджетных организаций имеют различные политические предпочтения.
Полезные статьи: