Культурный облик современного российского города
Цель статьи – изучить особенности культурного облика города в рамках дисциплины «социология города».
Работа посвящена исследованию культурного облика современного российского города.
Социология города - специальная социологическая теория, объектом познания которой является город как социально-пространственная общность, основная форма расселения людей. Предметом изучения данной отрасли социологии является механизм городского устройства.
Актуальность темы заключается в том, что сегодня не складывается представление о единой, в своем многообразии, культуры России. Изучение городской среды в наши дни ведется, в первую очередь, с учетом политико-экономических и культурно-исторических составляющих. Речь должна идти о региональной культуре, постижении культурных смыслов, столь разнообразно представленных в современном мире.
В рамках социологии города рассмотрим культурный облик городского пространства.
Культуру города образуют не только соответствующие учреждения, но и сами люди как носители городской культуры. Население города формируется в значительной мере за счет молодых, образованных мигрантов из больших культурных центров, что с самого начала сказывается на характере культурной жизни, уровне духовных потребностей. Мигранты более пассивны, чем коренные жители города в потребление культурных ценностей, предлагаемых учреждениями культуры. Так, результаты исследование, проведенное В.А. Ядовым, показало следующие результаты: среди зрителей, постоянно посещающих кинотеатры, горожане составляют 30%, а мигранты – 19 %, театр – соответственно 7 и 3%, филармонию – 9 и 5 %.
Культурная среда городского поселения определяется: во-первых, культурными навыками, обычаями, ценностными ориентациями населения; во-вторых, материально-вещественными элементами социальной инфраструктуры, предназначенными для организации досуга, удовлетворения духовных потребностей людей; в-третьих, количеством и уровнем квалификации профессиональных организаторов культурно-массовой работы, художественного творчества.
Современные культурные учреждения следовало бы создавать как комплексные культурно-просветительные учреждения, с просторными фойе, выставочными залами для культурно-массовой работы. Здесь нужны концертно-танцевальные залы, которые можно использовать для молодежных вечеров, выставок, для того чтобы каждый желающий горожанин, независимо от своего социального статуса мог бы с удовольствием провести свое свободное время.
Анализ активности населения в сфере культуры нельзя ограничивать только рамками реального поведения. Важным, также, является изучение культурных запросов горожан. Но выявлено некоторое рассогласование структур культурных интересов и реального потребления культуры. Это выражается в том, что молодежь посещает кинотеатры более интенсивно, чем другие возрастные группы, хотя по данным анкетного опроса (по материалам исследования, проведенного в г.Калуга), у молодежи города наибольшем предпочтением пользуются культурные мероприятия эстрадного жанра и танцевальные вечера. Но это недостаточно учитывается при планирование работы городских учреждений культуры, вследствие чего предложенные формы проведения досуга не всегда отвечают запросам данного контингента населения и единственными учреждениями, которые более или менее удовлетворяют культурным интересам являются кинотеатры.
Наряду с важностью мероприятий, направленных на увеличение количества учреждений культуры, их равномерное размещение, совершенствование материально – технической оснащенности, большое значение имеет содержательная сторона культуры, качество проводимых мероприятий, сменяемость репертуара. И не смотря на то, в каком городе живет человек, все эти факторы очень влияют на рост активности масс в духовной сфере.
С ростом активности масс, в сфере культуры, ее службам сегодня предъявляется все более высокие требования. Несоответствие структуры их деятельности потребностям широких масс может вызвать неудовлетворенность населения города существующими формами организации труда. Следовательно, при оценке работы учреждения культуры необходимо учитывать изменения в формах и содержании культурной деятельности населения, вызванные ростом образовательного и культурного уровня горожан.
В крупных городах, несмотря на то, что объем духовных потребностей постоянно увеличивается, люди иногда ощущают дефицит культурных благ. Сегодня, очевидным стал факт повышения у населения спроса на музыкальные инструменты, на аудио и видео диски. Это в свою очередь связано с широким и быстрым распространением средств массовой информации. Рост материального благосостояния и культурно – образовательного уровня усиливает потребность людей в товарах культурного назначения.
Полезные статьи: