Современное состояние городов в России
Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической. Годы реформ, революций, насильственных перемен не прошли бесследно: они оставили глубокую внутреннюю раздробленность общества. В результате этого внешний облик и духовная жизнь русских городов демонстрируют причудливое состояние эклектичного смешения различных явлений. Как в культурных ландшафтах городов соседствуют постройки абсолютно несовместимых стилей, так и в общественном сознании сосуществуют различные идеологии и религии, вера и суеверие, законопослушание и беззаконие в крайних проявлениях.
Это становится очевидно на примере различных субкультур, развивающихся в крупных городах. Эти течения, возникающие в среде официальной культуры и пытающиеся от нее отделиться, имеют самые различные характеры: от миролюбивых фольклорных до радикальных сектантских организаций. Таким образом, городская среда исполняет свое предназначение – обеспечить разнообразие в единстве, но никогда это разнообразии не было столь полифоничным. Последние годы знаменуются всплеском индивидуальной активности, которая в средние века была бы отнесена к ереси. Задекларированная «свобода совести»[5] создает непреодолимые пропасти между различными группами общества, а часто – между отдельными людьми. «Так называемый ролевой стресс возникает у горожанина именно вследствие того, что он постоянно сталкивается и вынужден считаться с носителями конфликтных для него норм»[6].
В этих условиях все больше внимания уделяется размышлениям над принципами так называемой толерантности – терпимости к различным проявлениям человеческой деятельности и различным социальным и национальным группам. Но, чем чаще провозглашается необходимость толерантности, тем нетерпимее становится друг к другу члены общества. Проявляется это непременно в крупных городах, где соседствуют различные национальные и религиозные общины. В последние годы все чаще возникают столкновения и конфликты между группами, исповедующими разные ценности, все острее становятся этнические и религиозные разногласия. Все это создает нездоровую атмосферу существования городского общества.
Описанная полифоничность современной городской культуры не только предоставляет членам общества разноплановые возможности, но и заставляет их постоянно делать выбор, что сопряжено с немалыми психологическими усилиями, а следовательно – постоянно находиться в состоянии стресса. Разумеется, это сказывается, на общественной жизни в целом, создавая атмосферу напряженности, нестабильности, бесконечного поиска и спешки.
Преимущества существования в таком обществе: почти ничем не ограниченный доступ к самой разноплановой информации, разнообразным банкам данных, объединенных в современном мире в единое информационное поле. Но основным недостатком представляется чрезмерная формализация многих явлений и процессов: образования, здравоохранения, даже человеческого общения. В результате само существование общества становится формальным, лишенным внутренней духовной основы. Как показывает история (яркий пример – гибель Римской Империи), общества на этой стадии не способны существовать долго.
Полезные статьи: