Проблемы развития образования в России.
Таким образом, нашей стране нужно не только экологическое и здоровьеесберегающее образование, но и государство, ориентированное на эти же ценности [12, 25].
Уменьшение численности детей школьного возраста влияет, в том числе, и на «естественный» отбор при финансировании учебных заведений с учетом количества и результативности их работы. За последние 10 лет в стране закрыто 2500 школ. И эта тенденция сохранится, так как по прогнозам Госкомстата РФ через пять лет школьников останется 15 миллионов. В России сейчас 5600 школ, в которых численность детей с первого по последний класс меньше 20 человек. В сотне школ в стране работают 3-4 учителя и учатся только их дети. То есть Россия столкнулась с последствиями кризиса рождаемости девяностых годов. За последние 12 лет закрыто 30 тыс. сельских школ [1, 25]. По словам В.М. Филиппова, вопрос закрытия школ нельзя рассматривать только с точки зрения экономии средств. Начальные школы с первого по четвертые-пятые-шестые классы должны оставаться везде, так как куда-то переправлять маленьких детей нельзя. Судьбу старших классов надо определять сходом жителей. Выбор простой: либо школу оставлять, и дети в ней будут заниматься абы как, но будущего у них не будет, так как ЭГЕ (единый государственный экзамен) они не сдадут, потому что качество образования будет низким; либо школу закрывать и возить детей на школьном автобусе в более крупное поселение. Об этом говорил Президент РФ В.В. Путин 1 сентября 2000 г. в деревне Кузькино Самарской области. Только такая система может обеспечить качество образования [20, 54].
При проведении подобной политики закрытие школ может привести к тому, что большое количество детей окажется вне школы. В 2003 г. в стране работало 65 тысяч школ. По различным причинам, включая болезни, семейные обстоятельства, вне школы находится 45 тысяч детей. (Менее чем один ребенок на школу; четверть из них занимаются на дому.) К Закону «Об образовании» была принята поправка о том, что теперь за то, что дети должны учиться в школе, отвечают и родители, и местные власти. Таким образом была восстановлена советская система всеобуча. За каждой школой закреплен определенный район - городской или сельский. Президентом дана установка, что этой проблемой должно заниматься всё общество. Бороться с беспризорностью должны милиция, соответствующие структуры. Должна осуществляться и профилактическая работа по борьбе с беспризорностью. В этих рамках делается упор на физическое воспитание детей. Сейчас во все школы направляются комплекты спортивного инвентаря. Три года подряд будет выделяться по 600 млн. руб. на его закупку. Когда школы его получат, спортивные классы будут заняты до вечера. Далее должны оказать помощь школам местные власти - найти деньги и заплатить учителю физкультуры, тренеру. Как отметил экс-министр: «Если они не найдут средства - то пусть ищут их на программы борьбы с безнадзорностью».
Таким образом, расходы на образование увеличиваются год от года. В 1998 г. из бюджета было выделено на эти цели 17,3 млрд. руб., в 1999 г. - 20,90 млрд., в 2000 г. - 32 млрд., а в 2001 г. благодаря реформе образование получило почти 50 млрд. руб. В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, которые посещают около 4,5 млн. детей. Число их в связи с демографическим кризисом и финансовыми трудностями оплаты пребывания ребенка сокращается в среднем на 4,5% в год. Их посещают лишь 50% всех детей дошкольного возраста (в 1990 г. - 71%).
Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической ситуацией и составило 65,9 тыс. (было 66,7 тыс.), в них обучается 19,82 млн. человек (было 21,1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов России.
Полезные статьи: