Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
В марте 2004 г. разрешилась одна из самых мучительных проблем российского образования: в течение более десяти лет госстандарт разрабатывался Министерством образования РФ совместно с Российской академией образования, Российской академией наук, ведущими вузами, школьными педагогами и методистами. Теперь он утвержден. Российские школы перейдут на него в сентябре 2006 года.
По словам чиновников, новый стандарт позволит в среднем на 20 процентов разгрузить школьников за счет перераспределения информации, которая дублировалась в содержании разных предметов: к примеру, одни и те же темы изучались на уроках обществознания и истории. Вместе с тем предполагается увеличить часы на иностранные языки (теперь их будут преподавать со второго класса), информатику. В школьную программу введут основы экономики и права. Станет больше и часов на изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» и обществознания. В старших классах продолжится изучение русского языка. Кроме того, в рамках новых стандартов ученики будут заниматься физкультурой не два, а три раза в неделю.
Новое содержание образования вызвало ожесточенные споры в обществе. Дебаты о стандартах в Госдуме были столь долгими и бесплодными, что в какой-то момент стало казаться, что закон «О государственных образовательных стандартах», который мог узаконить их введение, не будет принят никогда. Тогда пришлось поправить Закон «Об образовании»: в нынешней его редакции говорится, что утверждать стандарты должно Правительство, а не Дума.
В конце декабря прошлого года коллегия Минобразования решилась на отчаянный шаг: одобрила федеральный компонент государственного образовательного стандарта и рекомендовала министерству утвердить его. Все затаили дыхание: ведь министерство не может утвердить стандарт, это же прерогатива Правительства! И всё же 9 марта он был утвержден приказом Минобразования.
Что такое федеральный компонент государственного образовательного стандарта?
Он составляет 75 процентов от всего содержания образования. Это, грубо говоря, то, что обязаны изучать все школьники России. Процент же регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее 10 процентов каждый. Одним из ключевых нововведений Госстандарта является переход с недельного планирования учебной нагрузки на годовое. Это позволит более объективно оценивать знания учеников.
Кроме того, Федеральный компонент стандарта среднего (полного) общего образования устанавливается на двух уровнях - базовом и профильном. Базовый уровень определяет требования к содержанию среднего образования в отношении каждого учебного предмета. Профильный уровень - более высокий, чем базовый, по содержанию образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Решение том, что в данной школе обучение будет вестись на профильном уровне, принимает учредитель по представлению руководителя школы, согласованному с органом школьного самоуправления.
Старшеклассники получают возможность выбирать: учиться в профильных и универсальных (непрофильных) классах [21, 17].
Всех тревожит ситуация с учебниками: новому содержанию образования должны соответствовать и учебные пособия. Однако первый заместитель и.о. министра Виктор Болотов заметил, что в ближайшее время не планируется тотальная их замена. Да и как это сделать, когда новых учебников, соответствующих новому базисному учебному плану, попросту не существует в природе. Большинство учебников будет использоваться по-прежнему с рекомендациями их авторов для работы по-новому плану [22, 2].
По этому поводу ректор института «Образовательная политика» Александр Адамский высказал следующее мнение: «Парадоксальная ситуация. Федеральный компонент стандарта министерство разрешает использовать, а новые программы и учебники еще только планирует разрабатывать. Таким образом, на деле «разрешение» школам организовывать переход на новый стандарт может превратиться в сигнал для органов управления: «Проверять работу школ на основе нового федерального компонента стандарта». И вместо основания для увеличения финансирования образования мы получим ужесточение бюрократических проверок» [22, 2].
Итак, подводя итог всего вышеизложенного можно говорить о том, что именно развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизаци процесса образования, компьютеризацию процесса образования.
Полезные статьи: