Опыт реализации государственной социальной политики на региональном уровне
С 1 января 2005 года изменен порядок социальной поддержки льготных категорий граждан в соответствии с федеральным законом. За различными уровнями власти закреплены разные льготные категории граждан, определены источники финансирования расходов на меры их социальной поддержки.
К федеральным полномочиям отнесены вопросы социальной поддержки следующих категорий граждан:
· инвалидов и участников войны;
· ветеранов боевых действий;
· жителей блокадного Ленинграда;
· членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны, ветеранов боевых действий;
· инвалидов всех групп, детей-инвалидов;
· «чернобыльцев» и приравненных к ним категорий;
· доноров;
· бывших узников фашистских лагерей и др.
За счет средств областного бюджета финансируются:
· расходы по социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла, жертв политических репрессий;
· расходы по социальной поддержке многодетных семей, детей сирот;
· социальное обслуживание отдельных категорий населения;
· государственные пособия гражданам, имеющим детей;
· государственная социальная помощь;
· адресные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и др.
Из вышеизложенного следует, что в Ростовской области сформирована эффективная система социального обслуживания. Рассмотрим теперь положительный опыт других регионов, который может быть применен в Ростовской области.
В целях сокращения масштабов бедности и сохранения достойного уровня гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в г. Благовещенске создана и эффективно функционирует дифференцированная система социального обслуживания населения: для бедных – это социальные столовые, социальные гостиницы, буфет, услуги парикмахерских, бань, ремонт обуви, фото услуги и другие на договорной, благотворительной и государственной основе. Конечно, но сравнению с зарубежным опытом, она представляет просто мини систему социального обслуживания, тем не менее, имеет определенную результативность. В настоящее время также в городе для осуществления обратной связи отделов и управлений администрации с населением внедрена акция «Социальная почта». Создан общественно-методический Совет. В Центре социальной помощи семье и детям осуществляется новый вид социального обслуживания – социальный патронат семей с детьми, внедрен инновационный метод организации системы социальной работы «картографирование» с определением социально-неблагополучных районов, с составлением социального паспорта территорий.
Заслуживает внимания Концепция перехода на выплату пособий, разработанная в Самарской области[80]. Основной целью данной Концепции является определение комплекса мер по снижению уровня бедности населения, улучшению качества жизни малоимущих семей на условиях замены существующих льгот денежными пособиями.
Целями данной Концепции являются:
· определение комплекса мер по повышению качества жизни малоимущих семей на условиях перехода на выплату пособий вместо предоставления льгот;
· сокращение дотационности государственных и муниципальных организаций (транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других);
· демонополизация сектора социальных и коммунальных услуг;
· направление высвобождающихся бюджетных средств на социальную помощь малоимущим группам населения.
Переход от предоставления льгот к выплате денежных пособий и целевых субсидий предполагает:
· введение заявительного принципа и критерия нуждаемости при предоставлении категориальных льгот – отмена предоставляемых льгот для лиц из числа льготного контингента, не подавших соответствующих заявлений и (или) не относящихся к малоимущим группам населения;
· нормирование предоставляемых льгот – предоставление льгот малоимущим группам населения только в пределах установленных норм;
Полезные статьи: