Подходы к измерению бедности
В США расчеты потребительских бюджетов ведутся уже 100 лет. Для исследования минимального уровня жизни обычно используются потребительские бюджеты минимального стандарта жизни, содержащие количественные наборы товаров и услуг, оцениваемые в розничных ценах. Например, в 1917 году в США был рассчитан бюджет минимального комфорта для рабочих и служащих американских железных дорог. В 1919 году федеральное Бюро статистики труда США рассчитало бюджеты для одиноких и семейных государственных служащих. В период экономического кризиса 30-х годов в США разрабатывались бюджеты, учитывающие только физиологические потребности человека. В 1945 году федеральное Бюро статистики труда рассчитывало нормативные минимальные бюджеты для унификации размеров подоходного налога.
Среди специалистов широко известен нормативный бюджет комитета Геллера. Его цель – измерение стоимости типичного уровня жизни американской семьи из 4-х человек (работающий муж, неработающая жена, мальчик 12 лет и девочка 8 лет). Бюджет строился на основе медианного метода, когда в состав бюджета включаются товары, которые покупаются или имеются в обиходе по крайней мере половины обследованных семей.
Величина прожиточного минимума, соответствующего черте бедности в США, составляла в 1996 году в расчете на месяц для одинокого человека 666 долларов и 1337 долларов для семьи из 4-х человек.
В потребительскую корзину Великобритании входят расходы на продовольственные товары, общественное питание, алкогольные напитки, табачные изделия, оборудование жилья (мебель, электроприборы, жилищно-коммунальные услуги, пользование телефоном), организацию отдыха (развлечения, аудиовизуальное оборудование) и путешествия, содержание автомобиля, пользование общественным транспортом.
В последние годы во всех странах Европейского Союза в качестве уровня бедности используется минимальный потребительский бюджет равный 50% медианного дохода населения.
В европейских странах бывшего социалистического лагеря расчеты минимальных потребительских бюджетов определяются ограниченными финансовыми возможностями государств. В Болгарии, например, в основу социальной защиты бедных положен показатель – базовый минимальный доход, гарантированный государством. Он в несколько раз ниже прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета. В Хорватии прожиточный минимум устанавливается в процентах от минимальной заработной платы. Так, для одинокого человека он составляет 65% минимальной зарплаты, для домохозяйства из двух человек – 110% и т.д. В Венгрии продовольственная корзина наполняется постатейно, а другие главные затраты (на услуги, содержание квартиры) определяются общей суммой, которая не должна превышать расходов на питание.
В странах Ближнего зарубежья приняты законы о минимальных потребительских бюджетах в Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине. Беларусь и Молдова используют нормативный метод определения величины прожиточного минимума, основанный на стоимостной оценке наборов потребительских благ и услуг (как и Россия). Украина и Киргизия применяют комбинированный нормативно-статистический метод. На Украине с 1994 года действует закон "О черте малообеспеченности", определяющий прожиточный уровень населения страны. Показатель "черта малообеспеченности" используется для определения уровня бедности и права на государственную социальную помощь. Данный показатель рассчитывается только для нетрудоспособных граждан на основе нормативного набора продовольственных товаров (30 продуктов при суточной калорийности 1835,6 килокалорий) и менее 30% доли расходов на непродовольственные товары и услуги.
В России в качестве официально установленных показателей бедности используются, прежде всего, показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
Принятие в 1999 - 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых - "Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации", утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000 г., означает практическую реализацию Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит, как уже сказано, нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума. Автоматически это привело также к вводу в действие Федерального закона "О государственной социальной помощи", принятого в июле 1999 г.
Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках ее абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам в расчете на душу населения в целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за I квартал 2000г. в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000г. No 421 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г.".
Полезные статьи: