Научно-практический подход к анализу молодежи и молодежных проблем
Теоретические и прикладные исследования проблем молодого поколения составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в мировой науке.
В XX веке сложилось несколько научных школ, исследовавших молодежную проблематику и пытавшихся объяснять противоречивые особенности сознания и поведения подрастающего поколения. Наиболее представительными являются следующие:
1) Психоаналитическая школа, которая исходит из основных положений психоанализа 3. Фрейда, его концепции жизненного пути личности. В его основе лежит изучение взаимоотношения поколений, моделей гендерного поведения, а также «бессознательных комплексов» как причин агрессивных выступлений молодежи против существующего социального порядка. Концепция (структура) сознания и поведения личности молодого человека базируется на постулатах 3. Фрейда, развитых и продвинутых его учениками и последователями (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон и др.).
2) Структурно-функциональный подход сыграл важную роль в исследовании межпоколенных связей, процессов так называемой «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Ш. Эйзенштадт и др.). Последователи такого подхода социологического изучения молодежи рассматривают молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующем определенные аспекты поведения личности молодого человека.
3) Культурологический подход в основу изучения социальных явлений в молодежной среде закладывает феноменологию человеческой культуры. Классиками данного подхода являются немецкий социолог Карл Мангейм и американский антрополог Маргарет Мид. Так К. Мангейм, исследуя феномен социального наследования, установил, что насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны людей с культурой человечества. Этот непрекращающийся контакт молодежи с достижениями цивилизации имеет непреходящее значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного наследия и движения в новом направлении. Маргарет Мид в своих работах (например, «Культура и мир детства») особо подчеркнула роль социальных источников в развитии молодежной популяции. Она показала зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, а также взаимовлияния культур поколений друг на друга. Представители западной культурологической школы (П. Бергер, А. Шюц, Т. Лукман и другие), изучали различные проявления сознания и поведения молодежи непосредственно в органической связи с бытием индивидов, соотнося его с конкретными идеями, мотивами поведения «реально действующих» молодых людей. Широкое распространение в западной научной мысли нашли работы, посвященные проблеме формирования молодежной субкультуры. [30].
В американской социологии в 20-х годах доминировала традиция исследования делинквентных субкультур.
Объясняя особенности молодежного сознания и поведения, специфику молодежных проблем, роль и место молодого поколения в жизни современного общества, западные ученые всегда пытались найти «золотое сечение» в конгломерате социальных и естественных наук, в комплексном междисциплинарном подходе к анализу механизмов сложного и противоречивого процесса биосоциального становления молодого поколения.
Изучение проблем молодого поколения зарубежными учеными оказало значительное влияние на развитие отечественной научной базы в данной сфере. Более того, практически до 80-х годов многие советские исследователи активно использовали и теоретические, и прикладные наработки своих западных коллег, которые легли в основу становления «науки о молодежи» в России, формирования и реализации молодежной политики в 90-х годах XX века.
Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем и ценностных ориентаций были предприняты в нашей стране еще во второй половине 20-х годов XX столетия. К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги В. Смирнов, И. Армянов, А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников и другие (определение отношения к Советской власти, исследование домашнего быта, изучение идеалов крестьянский детей и т.д.). Всего за период 20–30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране Советов.
В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи в Москве (Г. Осипов, В. Грушин, Ф. Филиппов), Ленинграде (В. Полозов, В. Лисовский, А. Здравомыслов, В. Ядов, С. Иконникова, И. Кон, С. Голод, В. Водзинская), Свердловске (М. Руткевич, Л. Коган, В. Мордкович), Таллинне (М. Титма, Э. Саар), Киеве (В. Паниотто, Н. Соболева), Новосибирске (В. Шубкин, У. Устинов, Г. Чередниченко) и других городах. В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентации и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Следовательно можно было выделить несколько научных школ, изучающих проблемы молодежи, распределенных географически. [64].
Полезные статьи: