Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом. Методика изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деяте
Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику – взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая поддается рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Во-вторых, методология – это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. В последних двух случаях идет речь о риторике дисциплины. И, наконец, не менее важное значение имеет этика – нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания.
Многочисленны мнения о том, что дело социолога – тщательно фиксировать то, что происходит в действительности и обобщать полученные данные. Методология делает эту простую задачу практически неразрешимой. То, что происходит в действительности, нередко оказывается при внимательном рассмотрении весьма призрачным и зыбким. Нужна значительная методическая работа, чтобы быть уверенным: полученные факты есть то, что они есть.
Методика конкретного социологического исследования – сумма приемов, позволяющих применить какой-либо метод к изучаемому объекту. В современной социологии разработаны десятки методов и техник сбора и анализа данных. При проектировании социологического исследования готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности были решены следующие задачи: определены цель, задачи и объект исследования; сформулированы гипотезы; построено пространство признаков и разработан проект выборки; разработана форма представления исходных данных (анкета); составлены макеты таблиц и программа анализа данных.
Одной из важнейших процедур методической части данного социологического исследования явилось определение обследуемой совокупности
. После уточнения объекта исследования решался вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могли быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), нерационален. Поэтому социологическое исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности имело не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбиралось определенное количество людей, отражающих по таким признакам, как специальность, полученная в учебном заведении («специалист по социальной работе»), по времени, прошедшему после окончания учебного заведения (от момента окончания до трех лет), по стажу работы (до трех лет) структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название «выборка». От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.
Технологический процесс подготовки и проведения исследования включает ряд разнородных этапов. На диаграмме (рис. 1) представлены его основные функции.
Рис. 1. Основные функции системы анкетирования
По сравнению с некоторыми другими методами получения информации (например, интервью), анкетирование обладает рядом преимуществ. Анкетер общается с анкетируемым опосредованно. Тем не менее, исключается влияние анкетера на характер ответов опрашиваемого. Респондент, от которого следует получить информацию, остается с анкетой наедине, что дает ему возможность непринужденно, самостоятельно и правдиво сформулировать ответы на вопросы. Это способствует объективности получаемой информации. Анкета имеет много преимуществ и в случае использования ее при массовом опросе. Ведь опросить быстро большое число людей не под силу ни одному интервьюеру. А привлечение большого числа интервьюеров обойдется слишком дорого, что неприемлемо для небольших редакционных коллективов. В связи с этим данное социологическое исследование было проведено с применение метода – анкетирование, несмотря на то, что достоинства анкетирования являются и его недостатками. А именно, человека, оставшегося наедине с анкетой, ничто не может заставить адресовать редакции не пустые слова, а действительно важную информацию. Никто не может заставить его отвечать искренне, если респондент этого не захочет. Никто не поможет разъяснить ему непонятный вопрос или дать совет, как лучше изложить свою мысль. [29] «Эффект одиночества» наедине с анкетой иногда мешает правильным ответам на вопросы.
Полезные статьи: