Заключение
На основании проведенного исследования готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом можно сделать следующие выводы.
1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе заключаются в том, что учебная программа строится исходя из характера практической деятельности специалиста по социальной работе, включающая в себя социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации. Цель данной программы – скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Её спецификой является то, что в ней социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе – особая форма учебной деятельности. Цель практики: со стороны преподавателя – предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме; со стороны студентов – овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.
2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Главные требования к специалистам по социальной работе – проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».
3. Непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов, а, следовательно, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.
4. С целью определения молодым специалистом по социальной работе своей готовности к профессиональной деятельности проведено социологическое исследование. При проектировании социологического исследования были определены цель, задачи и объект исследования; сформулирована гипотеза; разработана форма представления исходных данных (анкета); составлены макеты таблиц и программа анализа данных. Одной из важнейших процедур методической части явилось определение обследуемой совокупности
Полезные статьи: