Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.
Следует также обратить внимание на одарённых детей из
общего числа с нарушениями социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные к спонтанности и творчеству, молодежные группы могут социализироваться как с позитивными, так и отрицательными установками. Среди обычных детей предстоит произвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение рабочих специальностей. Многочисленна группа ребят, имеющих коммуникативные навыки и педагогические способности.
В группе социально неадаптированной молодежи основной акцент смещается на подростков и юношей. Они объединены в маргинальную группу, члены которой испытывают повышенную потребность в соответствии (идентичности) и активном влиянии на социальную ситуацию. Повышенная потребность в соответствии является объективной характеристикой общества, обусловленная ранним и быстрым взрослением этой группы молодежи. Однако потребности в достаточной степени не удовлетворяются, а если и удовлетворяются, то зачастую наблюдаются «отрицательные идентичности»[2].
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выделены социальные уровни: семьи, сверстников, школы, предприятий, общественных организаций; описаны их психологические представления подростков, а также установлено отношение молодежи к группам сверстников. В каждой из перечисленных социальных групп преобладают негативные установки на восприятие подростково-юношеского возраста. Родители рассматривают своих повзрослевших дочерей и сыновей детьми, которые нуждаются во взрослой опеке. Сверстники сформировали стандартный образец удачливого, сильного, богатого и умного подростка. Каждый, кто не подходит под образец, изгоняется из сообщества или становится объектом насмешек и издевательств. Средняя и высшая школа не может преодолеть установку на отличника, усидчивого и прилежного в добывании книжных знаний. Предприятия рассматривают молодых людей в качестве бесплатной рабочей силы, будущего трудового резерва страны. Государственные и общественные организации, а также СМИ и рекламные компании предпочитают экспериментировать с данной категорией лиц. Молодежь может служить «пушечным мясом» в военных событиях или может быть вовлечена в разного рода политические, религиозные и другие игры взрослых. Вместе с тем подростки и юноши обладают наличными потребностями в соответствии с перечисленными социальными группами. По отношению к родителям они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чувствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со своими сверстниками. У подростков и юношей выражены потребности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему.
К сожалению, у подростков и юношей формируются отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родителям они не хотят следовать их советам. Нереализованные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития собственных способностей, у подростков отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности.
Полезные статьи: