С конца XIX в. по 1920 год
Еще один вопрос, тесно связанный с физиологией и спорами ученых рубежа века – вопрос о контроле за рождаемостью.
Маргарет Сангер (1883 – 1966) считала целью своей жизни – «дать каждой женщине право распоряжаться своим телом». В 1915 г. она начала широкомасштабную компанию, цель которой – преодолеть законодательные преграды на пути распространения врачами противозачаточных средств и информации об их использовании. Она считала право на добровольное материнство «ключом к храму свободы».
М. Сангер пишет, что большинство женщин из рабочих семей не располагают сколько-нибудь достоверными знаниями о противозачаточных средствах и, следовательно, рожают детей с такой быстротой, что их семьи, и их класс в целом оказались слишком многочисленными. Отсюда и многие тяготы, которыми обременено общество в целом; в свою очередь они порождают нужду, болезни, тяжелые условия жизни и общую нищету среди рабочих.[46]
И женщина первой же страдает от голода, она хуже одета, рабочий день ее не имеет предела, даже если ее не гонят на фабрику для того, чтобы пополнить скудный заработок мужа. Это ее здоровье страдает в первую очередь и уже не восстанавливается от домашней работы, подорванное постоянными беременностями и постоянным уходом за детьми. К сверхурочному тяжелому труду женщины не относятся законы о восьмичасовом рабочем дне; никакие законы не защищают ее слабого здоровья от болезней, вызванных беременностями и родами. По статистическим данным Департамента труда Соединенных Штатов в 1913 г. в США около 15 тысяч женщин умерли от послеродовых осложнений. И эти данные, по мнению врачей сильно занижены![47]
В рассматриваемый период времени сторонницам этого подхода не удалось добиться желаемого – это дело будущего. Однако ростки права женщины на «свободное материнство» были заложены уже здесь. Однако о влиянии этого отвоеванного права споры не прекращаются по сей день: именно здесь коренится непримиримое ныне противоречие между ортодоксальными феминистскими организациями, видящими в «свободном материнстве» один из главнейших принципов женской свободы, а с другой стороны – противниками абортов, выступающих за право ребенка на жизнь начиная с момента зачатия. Наконец, для современной России актуально противостояние выросшей на идеях М. Сангер и ее последовательниц организации планирования семьи РАМП и ее противников, справедливо видящих в ней экспансию «тайного геноцида», базирующегося на озвученной выше теории «не плодить нищету», уже не среди американских рабочих, правда, а среди «развивающихся стран», в том числе и России…
Таким образом, показанный нами период в развитии женского движения за свои права в Америке имеет немаловажное значение: известные нам сегодня достижения и проблемы зародились именно в рассмотренный нами период: и право женщины на работу и спорт, и абсурд политкорректности и харресмента, и возможность свободного использования противозачаточных средств, и развитые фашизмом и некоторыми современными организациями идеи об ограничении рождаемости «неполноценных», и многое другое. Поэтому эта тема должна изучаться дальше и более глубоко.
Полезные статьи: