Развитие социологической мысли в России
Заметное место в науке того периода занимают работы М. М. Ковалевского. В своей теории ведущую роль он отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. М. М. Ковалевский активно использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях. Он верил, что с помощью сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни».
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представлял две ведущие фигуры – Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марксизм» –
П. Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.
При решении конкретных проблем общественного устройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным существовали серьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. «Легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна Первой русской революции 1905-1907 годов. После поражения этой революции либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое существование.
В 1869 году вышла свет работа В. В. Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В этой работе автор обобщил значительный статистический материал в личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих крестьян в различных губерниях России. Знаменитым событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа. Ю. Янсона «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств», в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в после реформенной деревне.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастание процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 годах в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 году был учрежден Социологический институт. В 1920 году в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение. На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.
В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический марксизм – это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических завоеваний». Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.
Полезные статьи: