Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность
Свидетельства западных путешественников древности отмечают, что славянам было присуще гуманное обхождение с пленными, которые у них не рабствовали весь век, а по истечении времени могли или возвратиться к своим, или остаться вольно жить между славян.
В 996 году князем Владимиром издан Устав (или Закон) о придании организованного характера благотворительной деятельности. Забота о страждущих воинах становилась предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства.
Так, князь Ярослав Владимирович в 1096году учредил сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей, в том числе детей раненых и искалеченных воинов. Широко известен по благотворению к бедным, сиротам и воинам Ефрем (епископ Переяславский), построивший в 1091году больницы, определивший к ним врачей и установивший, чтобы больные "призираемы и лечимы были безденежно" не только в Переяславле, но и в других городах.
Развитие военно-социальной работы в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Благотворительные функции взяла на себя церковь.
Восстановление централизованной Российской государственности и избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV века открывало простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, уровень которых и предопределяет способность общества решать сложные социальные проблемы военнослужащих.
Так, например, Иван Грозный впервые в Европе проявил заботу о призрении пленных, включая и военнопленных-иноземцев (татар, литовцев, поляков и других, получившиx увечья): иx "раздавали" в монастыри "для обиxода".
Крымские татары в XVI и XVП веках сделали себе промысел из нападений на Русскую землю, где они тысячами забирали пленных, впоследствии продаваемых в разные страны. Чтобы вернуть этих пленных домой, Московское правительство устроило их выкуп, для чего ввело особый налог для всех христиан, начиная с царя, "полоняничные деньги". По соглашению с разбойниками были установлены порядок привоза пленного товара и выкупной тариф. Ставки выкупа, например в 1654-1656 годах, были довольно высоки: за крестьян и холопов—около 250 руб. за человека, за людей высших классов платили тысячи.
Многое в плане военно-социальной работы было сделано во времена царствования Петра Первого (1682—г.г.). Она распространялась как на самих воинов, так и на их семьи. Государь распорядился "неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать со свидетельством и высылать из них теx, которые имеют семейство и дома или промыслы". Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри.
В1715 году были заложены первые сухопутный и морской госпитали, инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных солдат и матросов. В них собрали искусных докторов, подлекарей и большое число молодых учеников, чтобы приготовить из последних знающих медиков.
По указу Петра I при 49 гарнизонных полках были открыты школы солдатских сыновей. Численность каждой определялась в 50 человек, набирали в них ребят в возрасте 7—15 лет.
Петр I, учитывая, что призыв в армию тяжелым бременем ложился на семью, установил, чтобы помещичьи крестьяне, сданные в рекруты, иx жены и дети освобождались от крепостной зависимости. Это несколько облегчало иx материальное положение.
Полезные статьи: