Диагностика зависимости социальной адаптации дошкольников от типа детско-родительских отношений
6. отношение к другу (подруге);
7. отношение к учителю (воспитателю).
Б. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
8. любознательность;
9. стремление к общению в больших группах детей;
10. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
11. конфликтность, агрессивность;
12. реакция на фрустрацию;
13. стремление к уединению и, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Каждая из 13 перечисленных переменных образует самостоятельную шкалу. В табл., где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 — «отношение к матери» — их 20), и номера этих заданий.
Оперируя двадцатью заданиями методики (№1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42), экспериментатор получает материал для анализа отношений ребенка к матери, а данные по шкале «любознательность» дают только шесть заданий. Соответственно количеству заданий осуществляется графическое деление шкал на регистрационном листе.
Каждое задание методики многозначно, т.е. выявляет отношение ребенка к нескольким лицам (например, задание №1 диагностирует отношение к матери, к отцу и к родителям в целом, как чете). Выбор испытуемого, его реакция определяет то, на какой из «предложенных» шкал будет отражено решение задания.
Соотнеся полученный от испытуемого ответ с той или иной переменной, экспериментатор вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого.
Кроме того, можно соотнести уровни распределения выраженности разных отношений с числовыми значениями в процентах. С помощью процентных шкал вверху и внизу регистрационного листа полученные сырые количественные оценки переводятся в шкальные, вычисляемые на основе отношения набранного количества баллов к максимальному, приравненному к 100%. Полученные процентные значения облегчают сравнительный анализ различных групп испытуемых.
Для изучения особенностей детско-родительских отношений нами была использована методика «Опросник родительского отношения» (см. приложение 2)[44].
С помощью этого теста можно определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в общении с ним, особенности родительского восприятия и понимания его личности и поступков.
Авторы теста (Я.А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку:
1. принятие-отвержение;
2. кооперация;
3. симбиоз;
4. авторитарная гиперсоциализация;
5. маленький неудачник.
Степень выраженности каждого из типов зависит от количества положительных ответов, данных на соответствующие вопросы. Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю, и даются описания родительского отношения.
По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что большинство детей (68%) привязаны к матери. Можно констатировать проблемы в отношениях с отцом у 35% детей. Только 24% детей воспринимают родителей, как родительскую чету. Дети в исследуемой группе предпочитают общение с бабушками и дедушками общению с братьями и сестрами (34% против 29%). Только у 12% детей можно диагностировать выраженные отношения к друзьям. Отношения с воспитателем диагностированы у 10% детей.
Исследовав сферу межличностных взаимоотношений и особенностей адаптации детей, мы получили, что любознательность характерна для 58% детей. Но стремление к общению в больших группах детей выказывают только 20%. Стремление к доминированию или лидерству в группе детей характерно для 10 % детей. Конфликтность и агрессивность диагностирована у 15% детей. Реакция на фрустрацию[45] выявлена у 37% детей. Стремление к уединению, отгороженность – у 19% детей (см. приложение 3).
Полезные статьи: