Анализ результатов исследования
В условиях данного учреждения решить поставленные задачи можно посредством усиления социально-гуманитарной направленности воспитательного процесса, включая осужденных в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества, так как диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для «проживания» этого опыта.
Произведения искусства способны воздействовать на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.
Находясь в условиях изоляции, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную культурно-эстетическую насыщенность среды, осужденные подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций.
Реализация нравственно-эстетического направления воспитательной работы в исправительных учреждениях создаст условия для развития, активизации созидательных способностей, социальной адаптации осужденных.
Таким образом, целью программы является формирование нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами различных видов искусства.
Программа:
- Создает условия для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, для обогащения человека определенными художественными знаниями и созидательными умениями и навыками.
- Расширяет общий и художественно-эстетический кругозор осужденных, повышает художественно-эстетическую культуру, развивает самодеятельность и инициативу, формирует эстетическое отношение к действительности.
- Актуализирует внутренний потенциал, развивает потенциал психического здоровья, повышает уровень творческого рабочего самочувствия воздействием комплекса искусств и организованной творческой практикой.
- Осуществляет психолого-педагогическую поддержку осужденных, расширяет их социальный опыт и подготавливает к жизненной самореализации.
При отборе содержания программы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов:
- Принцип гуманности и демократии.
Сотрудники социального отдела должны быть искренне заинтересованы в судьбе каждого осужденного, должны верить в процесс формирования его личности.
Осужденный должен принимать активное участие в жизнедеятельности коллектива, то есть должно проходить воспитание в коллективе и через коллектив: обсуждение выбора совместной деятельности; воспитатель может убедить и заинтересовать осужденных, показав им привлекательность выполняемого дела. Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.
- Принцип самостоятельности осужденного в принятии решений относительно своего развития.
Правовые, психолого-педагогические и иные меры пенитенциарной практики должны способствовать его саморазвитию, представлять возможность выбора форм поддержки той или иной деятельности, заинтересовавшей его.
Полезные статьи: