Пожилые люди как социальная группа
2. «Теория активности» и её сторонники считают, что в среднем возрасте при нормальном старении должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. При наступлении старости личность должна сохранять те же потребности и желания, которые ей были свойственны раньше. По этой теории старения «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста».
3. «Теория развития и непрерывности жизненного пути». С позиции этой теории для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Старость – «поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни». Нормальное старение возможно при разносторонней адаптации и сохранение прежнего положения.
4. «Теория наименования и материальности». Представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков – положение изгоев, низкие доходы, ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они бесполезны, утратили все способности, веры в себя нет и т.д. Основной чертой старости является пассивность. Трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.
5. Теория возрастной стратификации», учитывая разделение общества в возрастном и социальном отношениях, помогает объяснить характерные особенности различных поколений, делает упор на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Из этого следует, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.
6. «Теория меньшинств» «теория субкультуры». Трактуют социальные аспекты старости. Первая рассматривает стариков как группы меньшинства населения с более низким социально-экономическим статусом. Вторая – относит людей старшего возраста к особой субкультуре: во-первых, особая близость между людьми старшей возрастной группы; во-вторых, особенности их взаимодействия с другими группами населения.
Жизнь человека отличается продолжительным детством и продолжительной старостью. Даже после смерти люди остаются в человеческом сообществе благодаря результатам своего труда, накопленным нравственным ценностям и опыту.
Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это – мудрость жизни, знаний, ценностей, богатейший жизненный опыт [18, стр. 25].
Основная проблема пожилых людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим способом его использовать. Поэтому нужно обеспечить пожилым людям моральную, психологическую, организационную поддержку, но так, чтобы она не воспринималась как полная опека. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. Это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решение вопросов их касающихся.
Психологические проблемы пожилых людей
Теряя друзей и близких пожилые, люди переживают одиночество, утрачивают внимание окружающих, возникает самоизоляция от социального окружения.
Американские психологи выделили пять основных видов жизненной позиции пожилых людей [11, стр. 125].
1. «Конструктивная позиция». Люди с такой позицией всю жизнь были спокойными, рассудительными, весёлыми. Они сохраняют эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать друг другу. Из своего возраста и недомогания не делают трагедии, ищут контакты с другими людьми.
2. «Зависимая позиция». Она присуща людям, которые всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными и обиженными.
Полезные статьи: